colontitle

Стихофоризмы и мемуатюры.

Леонид Авербух

Издание приурочено к 50-летию
врачебной деятельности автора.

Афоризмы, поговорки, анекдоты, высказывания мудрецов и сатириков, максимы, "озаренки" автора - вот что послужило "сырьем" для представляемых читателям "стихофоризмов - ленчиков". Автор нашел нужным разделить их на блоки, объединенные тематической однородностью, но каждое из этих более чем 350 четверостиший несет самостоятельную смысловую нагрузку. А "мемуатюры"? Что ж - они мемуатюры и есть (мемуарные миниатюры, а если угодно - наоборот)...

ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА

Продолжая нашу, как мы ее называем, "белую" серию книг, издательство обратилось к творчеству нашего давнего автора Леонида Авербуха. Первое издание его книжки успешно разошлось в 2000 году и сейчас мы предлагаем читателю второй, значительно дополненный ее вариант. Как говорит сам автор о своих "стихофоризмах"-"ленчиках": "Прямых здесь ссылок на Одессу нет / Но должен Вам признаться откровенно,/ Что только здесь я хоть чуть-чуть поэт,/ И "ленчики" кропаю вдохновенно." Ну, а его "мемуатюры" - "малая" проза - она вся об Одессе.

В этом смысле книжка вполне вписывается в задачи, поставленные девизом, предпосланным серии - "Вся Одесса". Да и сам автор - врач, журналист и краевед - одессит в седьмом поколении. Это одесская книжка, одесского автора...

Александр Таубеншлак

Борис Эйдельман

"Мысль делает скачок: юмористический эффект достигается своего рода перевернутой логикой, внезапным поворотом, неожиданностью".

Бел Кауфман

"Важно, какие лица у населения. Когда ни одного плачущего, ни одного хмурого... ни одной драки. Конечно это раздражает.

Теперь меня уверяют, что я писатель. Конечно, буду рад если что-то останется. Хотя сомневаюсь".

Михаил Жванецкий

СОДЕРЖАНИЕ

 

Ростислав Александров. Пусть вертится долго
СТИХОФОРИЗМЫ С МНОГОТОЧИЯМИ
Вместо предисловия
1. Взгляд и нечто... ("За жизнь...")
2. Врачу, излечися сам...
3. Работа не волк
4. Науки юношей... питают...
5. Из Жванецкого
6. Дети - цветы жизни
7. Старикам везде у нас почет... (и о болезнях тоже, и даже о...)
8. Из Крутиера
9. Прославленные мои братья
10. О, женщины...
11.In vivo veritas...
12. Вчера... (из новой истории...)
13. Сегодня... (из новейшей истории...)
14. Из Довлатова
15. Бесплатные советы
16. Разные разности...
Вместо заключения... (но не в месте заключения!..)
МАКСИМЫ
МЕМУАТЮРЫ
LOVE STORY (Одесский рассказ)

Пусть вертится долго...

Если уж Всевышний одаривает человека способностями и силой, то делает это щедро. Подтверждением такой нехитрой истины для меня давно стал автор представляемой книги. Леонид Григорьевич Авербух - кандидат медицинских наук, заведующий консультативным отделением облтубдиспансера, практикующий врач или, используя спортивную терминологию, играющий тренер. И многие обязаны ему здоровьем, а то и жизнью. Только лечить людей - тяжелое дело, после которого даже сильный человек просто не может не отдохнуть.

Но, как медик, Авербух понимает, что самым эффективным отдыхом является изменение вида работы. И он... пишет научные статьи, общее количество которых почти за пятьдесят лет исчисляется десятками. И немало коллег обязаны ему повышением своей квалификации. Только занятия наукой - трудное дело, после которого обязательно нужно отдохнуть.

И он... преподает в Одесском медицинском университете, и много студентов обязаны ему знаниями. Но учить людей - мудреная работа, после которой непременно требуется отдых.

И он... собирает, исследует, систематизирует порои неизвестные или давно забытые факты биографий достойных того людей всех времен, рангов да профессий, пишет скрупулезно выверенные, сдобренные своими находками, увлекательные статьи. И тысячи читателей обязаны ему обогащением эрудиции. Только осмыслить чужую жизнь и закрепить ее на бумаге - нелегкое занятие, после которого хочешь - не хочешь, а нужно отдохнуть.

И Авербух... пишет подернутые юмором, грустью, восхищением, негодованием небольшие мемуарные очерки или мемуатюры, как он их называет. Но, пусть даже мысленно, встречаться с давно покинувшими этот мир близкими людьми, возвращаться в давние, не всегда безоблачные годы, - нелегкое дело, по завершении требующее отдыха.

И он... придумал для себя жанр - "стихофоризмы с многоточиями" или, как он их еще именует, "ленчики", сиречь, четверостишия. А "сырьем" для них становятся афоризмы, поговорки, анекдоты, до которых, как истинный одессит, Авербух больно охоч, высказывания известных и не очень известных людей, "озаренки" самого автора. Они разделены на блоки, объединенные тематической однородностью, но каждое из четверостиший несет вполне самостоятельную тематическую нагрузку. Только сочинять, как говорят у нас в Одессе, "таких вещей" - непростое дело, после которого так и тянет отдохнуть.

И он... продолжает лечить людей. Такое вот постоянно вертящееся колесо жизни. И пусть оно крутится долго. Только я совершенно не представляю, какой вид изнуряющего "отдыха" Леонид Григорьевич придумает для себя после выхода этой книги.

Ростислав Александров

Апрель 2000

Когда я летом 2000 г. имел интерес и удовольствие сочинять вышеприведенные строки, то, как оно теперь оказалось, совершенно наивно полагал, что с окончанием столетия и выходом книги автор "поставил точку" на своих стихофоризмах. А они своенравно надолго обернулись для него одним из параллельных, мучительно-трудных и мучительно-сладостных видов "отдыха". И впрямь, наверное, "лучше гор могут быть только горы" материала, мыслей и наблюдений, которые ну просто никак нельзя не превратить в новую книгу. Поэтому теперь я уже вовсе не уверен, что и она - последняя. Но, как говорят у нас в Одессе, "будем жить - будем посмотреть"... на автора, дай ему Бог здоровья.

Р.А.