«От–тоц-перевертоц», или опять «Бородачи»!
Константин Швуим
С автором предлагаемого очерка Константином Швуимом меня связывает долгая-долгая дружба, берущая начало в конце уже таких далеких 1960-х. Сказать, что Костя Швуим личность не ординарная – значит сказать очень мало. Вовсе не случайно в моих книгах об одесских музыкантах второй половины ХХ столетия («Хоть джаз и не родился в Одессе…», «Не угасала музыка в Одессе»), увидевших свет в разное время, этому музыканту посвящаются целые главы.
Где бы не играл Швуим – будь то международный фестиваль или свадьба в прокуренной одесской кафешке – он одинаково ответственно относился к исполняемой музыке, это – во-первых, а во-вторых, Костя в каждом оркестре являлся музыкальным лидером, его талант, даже не подкрепленный консерваторским образованием, был истинным украшением любого коллектива. А какую великолепную музыку (песни, в основном) он пишет!..
К огромному сожалению, сегодня Константин играет не часто – только на джем-сешн, но исключительно с очень сильными американскими джазменами, которые к его исполнительскому мастерству относятся с большим почтением.
Вернемся к Костиному очерку и его героям. Сегодня, с легкой руки одного из «бородачей» - Вадима Бодникевича, – выходит из информационного забвения славный, любимый несколькими поколениями одесситов, оркестр «Бородачи». Появившиеся в Интернете воспоминания Вадима о родном коллективе написаны не просто интересно – заинтересованно, в лучшем смысле этого слова. Как, впрочем, и воспоминания еще одного «бородача» - Анатолия Торжинского.
Отдавая должное указанным авторам, оставляю за собой право чуть-чуть выделить то, что написано Константином. Когда Швуим спросил мое мнение о его статье об оркестре «Бородачи», я ответил очень кратко: «Талантливый человек талантлив во всем!». И это – чистейшая правда, вот только жаль, что изречение это принадлежит не мне… А насколько талантливо написан Костей очерк – судите сами. А я позволю себе изредка вмешиваться в него своими краткими комментариями.
Анатолий Горбатюк
В 1978, после 15 лет работы на круизных судах ЧМП, я работал в фирме «Свято» в очень симпатичном ансамбле «Юность». Как и полагалось в те застойные времена, в фирме «Свято», так же как и в ООМА, зачем-то проводились конкурсы на звание «Лучший оркестр». После очередного конкурса Николай Павлович Бодникевич, руководитель оркестра «Бородачи», встретился со мной, и я, как говорится, не смог отказаться от поступившего предложения. По мере того как отрастала моя борода, я всё больше и больше становился участником, пожалуй, самого легендарного одесского оркестра. Мы были баловнями судьбы, любимцами публики. Бензин? - пожалуйста, правда, ночью, ползком с пустой канистрой. Мясо - в 5:30 утра в подвалах мясного корпуса. Обои? Пожалуйста! Всё что угодно – пожалуйста! Представляете – все это происходит в стране непрекращающегося дефицита. И только потому, что мы – «Бо-ро-да-чи»!..
Я никогда не видел, чтобы заказчики так легко и радостно платили оркестру. И было за что! Гениально задуманный и организованный оркестр. Всем спасибо за прекрасное время!
Вадик Бодникевич в своей статье отметил политические и экономические аспекты появления этого оркестра в Одессе. Я хотел бы кое-что сказать о музыке «Бородачей». Мы играли всё. И играли очень прилично. Но, конечно же, лучше всего и лучше всех «Бородачи» играли неповторимую одесскую музыку.
…Сколько городов на нашей планете имеют свою – городскую – музыку? Свой шансон? Не думаю что много. Нью-Орлеан, Чикаго? - Да. Неаполь, Париж? - Да. Москва, Ленинград, Куйбышев, Киев? - Скорей всего, нет. В Одессе всегда была своя музыка. Не русская, не украинская, не молдавская, не еврейская, греческая, турецкая, румынская и т.д. Представители всех этих и многих других национальностей, таки да, всегда жили в Одессе. В Одессе всегда была своя, неповторимая и удивительная музыка. Та музыка, которую все эти люди и придумали.
"Оца-гоца" - любой одесский музыкант поймёт о чём я говорю. Это никакая не полька с её двудольным размером. Это шум Одесского порта, биндюжники и базарные торговки, рыбацкие шаланды, скумбрия, одесские трамваи, Отрада, и т. д. и т. д. (читай историю Одессы).
Это удивительные танцы с ужимками и неповторимым кривлянием (все это надо видеть, объяснить – невозможно!).
Это песни на удивительном одесском языке – том языке, на котором говорили Бабелевские герои. Тематика? - Город! «От моста до бойни», «Японцы на Пересыпи», «С Одесского Кичмана», «Ах, Одесса - жемчужина у моря!», «Купите папиросы»… Теперь это называется шансон? Так он всегда был в Одессе! И до сих пор одесситы пишут новые песни. Относительно недавно появилась и с фурором прошла по миру «Мясоедовская» (Фима Мойсеев), совсем недавно – «Пахнет морем…» (Женя Кричмар). На мой взгляд, это лучшая песня об Одессе, и спасибо Мише Шуфутинскому за то, что он представил ее всему миру. Мой друг Павлик Вайман в Лос-Анджелесе продолжает писать песни об Одессе – у него их уже больше 186.
Необходимый комментарий
Песням Павлика Ваймана, известного в Одессе музыканта и шоумена, повезло меньше, чем замечательной песне Жене Кричмара: их никто не «раскручивает». А жаль: среди них есть просто замечательные песни, как, например», «Я Одессу люблю без кокетства» или «Алло, алло, Одесса!..».
В этой связи нельзя не вспомнить еще одного очень известного одесского музыканта, живущего в Израиле, – Марка Штейнберга. Превозмогая тяжелую болезнь, Марк много лет пишет песни, многие из них – на тексты поэтов-одесситов. Совсем недавно по инициативе Льва Спивака (конечно, одессита!) вышел музыкальный сборник «От Одессы до Иерусалима», изданный в Одессе, где представлены два блока песен М.Штейнберга – «Песни об Одессе» и «Песни об Израиле». – А.Г.
…А знаменитая «Как на Дерибасовской угол Ришельевской» - о бабушке-старушке, у которой отобрали честь? Кто? Конечно же - все шестеро «бородачей»! А если кроме шуток, то с бабушкой на самом деле веселились шестеро налётчиков, а «Бородачи» просто изумительно исполняли эту песню.
Осенью 2006 года я приехал в Одессу с предложением установить памятник этому шедевру одесского шансона, где точно указано все: место действия («Дерибасовская угол Ришельевской» – единственная точка на глобусе всего мира, на глобусе Украины и на глобусе Одессы), время действия («полвосьмого вечера» – в варианте Бородачей или «восемь часов вечера» - в других вариантах), и, наконец, участники известного события (осчастливленная «Бабушка» и «Шестеро Налётчиков», вынужденные вскоре посетить вендиспансер в Купальном переулочке). На сайте Всемирного клуба одесситов и в некоторых газетах было даже написано, что такой памятник будет установлен. Правда, не сказали когда. А было бы очень не плохо иметь памятник Одесскому шансону. Ведь в Питере поставили памятник Чижику-Пыжику…
Необходимый комментарий
Все почти так и происходило, как рассказывает автор. Когда директор Всемирного клуба одесситов Леонид Рукман в одном из интервью обмолвился о Костином весьма забавном предложении установить в исторической (заповедной!) части Одессы памятник «Бабушке-старушке» и ее ухажерам, некоторые одесские СМИ, не обладающие достаточным (Костиным) чувством юмора, поместили сообщения, что Клуб уже собирает(!) средства на установку такого памятника. После этого Л.Рукман решил «играть до конца» и пожаловался в следующем интервью на произвол прессы, а заодно сообщил, что не удивится, если вдруг сообщат, что Клуб разыскал племянницу легендарной «Бабушки». И что вы думаете? В очередном номере одной из газет прозвучало: «Всемирный клуб одесситов, таки да, нашел эту племянницу»… - А.Г.
…Совсем неожиданно на Дерибасовской – совсем недалеко от этого места – я встретился с Толиком Торжинским, приехавшим в Одессу из Австралии той же осенью 2006-го. Я рад, что играл с ним вместе в «Бородачах» - талантливейший музыкант, прекрасный человек! Кстати, читателю, может быть, будет интересно узнать, что все «бородачи» до сих пор носят бороды. Кто большую, кто поменьше – лишнее доказательство тому, что «бородачей» без бороды не бывает. Это, конечно же, не значит, что любой человек с бородой – это уже тот, легендарный, «бородач»…
…«Бородачи», «Бородачи»... Ах, как здорово всё это пелось – со вздохами и охами, с «тач-тач-тач-тарарами», с «Одесса-мама, пирба-цуца-оца-ца», со всеми этими «гоцами» и «оц-тоц-перевертоцами».
А многотомный «талмуд», с писанными от руки в течение почти 30 лет тысячами текстов песен! Ведь слов «мы не знаем этой песни» не было в лексиконе «Бородачей»!
…А «Купите Бублички»?! А «Вот вам история одной еврейской свадьбы», где «жених сидит как адиёт» - в этом месте Шурик Фишер, непревзойдённый фидлер, всегда, почему-то, показывает на Илюшу Баера, прекрасного певца, басиста и баяниста?!.
А «Оц-тоц, Зоя, кому давала стоя?» - и красавица Тамара Корчагина своим ангельским голосом вещает: «Начальнику конвоя за колечко золотое»...
А «Друзья, купите папиросы» - у очень чувствительного Фишера текут настоящие слёзы, и тут уж Илюша Баер не остаётся молчаливым…
А вот уже Валера Балагута с особой гордостью разрывает душу публике своим кларнетом в «Консерваторском фрейлексе»…
И Николай Павлович, а поздней – сменивший его Вадик, Бодникевич – на барабанах, и вся Одесса – гоци-мами-пирба-ца!!!
* * *
Наверное, когда-нибудь музыковеды напишут, как и почему в Одессе появилось это «оца-гоца». Конечно же, это влияние многонационального населения города, плюс Одесса – это порт, и иностранные моряки с их заморскими песнями тоже поучаствовали. Начало 20-го века, рождение джаза в Америке, что-то просочилось оттуда сюда, что-то пошло отсюда туда (слушай композицию Леонида Утёсова «Где родился джаз» - «Прости, прощай, Одесса-мама!»). Первая волна эмиграции дала Америке Бенни Гудмана, Джорджа Гершвина и многих других.
Ви хочете шансон? Их есть у Лазаря Вайсбейн…
Бандит Сталин лично разрешил Утёсову петь «С Одесского кичмана», хотя в то время весь «блатняк» был его же подручными запрещён. «Гоп со смыком» или «Лимончики», «Лопни, но держи фасон» или «У Чёрного моря», «Дорогие мои москвичи» или «Песенка фронтового шофера» - что бы ни пел Леонид Осипович, это всегда был чисто одесский шансон, независимо от того, шла ли речь об Одессе или о Москве, о фронте или о том, «как много девушек хороших»…
Так вы, таки да, меня спросите: где ж он так понабирался всему этава? Так я вам таки скажу, что люди видели его ходить по городу и слушать, как поёт Одесская Молдаванка, Ближние Мельницы, Слободка и – таки да! – Большой Фонтан.
Я не буду утверждать, что русский шансон родился в Одессе, так же как и Леонид Утёсов шутил, говоря, что джаз родился в Одессе, но с уверенностью скажу, что одесская гефилте фиш – самая вкусная в мире. И вся остальная еда тоже. И Одесский Привоз, и Новый базар с помидорчиками и огурчиками, брынзой и копченным подчерёвочком, с «синенькими» (баклажаны – это по-русски, а вот «синенькие» говорят только в Одессе, причём, именно «синенькие», не «синие»)…
Итак. Есть уникальная музыка (понятная даже не одесситам – вспомните, как весь СССР лихо отплясывал «Семь-сорок» и распевал «Мясоедовскую»), есть потрясающая одесская еда. Складываем всё это вместе и получаем… Конечно же - Одесскую Свадьбу!
Для Одесских музыкантов это была Меция! Нормальное лавэ, дармовая хавка, бухало и, как правило, уважение к оркестру, хотя могли иногда и не заплатить и, в худшем случае, даже побить. Все знали так называемый «свадебный репертуар», и счастливчик, получивший задаток от хозяев свадьбы, формировал оркестр в течении 10-15 минут на шумной и весёлой музыкальной бирже.
Необходимый комментарий
Блистая эрудицией, Костя употребил слово «Меция». Непосвященному, не владеющему ивритом читателю, подскажу. Меция – это значит «хорошая находка».
А заодно разъясню смысл нескольких слов, к ивриту уже никакого отношения не имеющих: «нормальное лаве» - хорошие деньги, «дармовая хавка» - бесплатная еда, «бухало» - спиртные напитки. – А.Г.
Не буду повторять Вадима Бодникевича – основатели «Бородачей», Николай Павлович Бодникевич и Евгений Литвинов, гениально решили вопрос с постоянным составом оркестра. И далеко не случайно, что в оркестре оказались не просто хорошие музыканты, но и превосходные актёры. «Бородачи» первыми дали публике не просто музыкальное сопровождение, но потрясающую концертную программу. Шесть, восемь, десять часов непрерывного развлекательного музыкального шоу! Любая песня становится театральным представлением. Публика просто визжит от восторга!..
* * *
Пора закругляться. К 60-ти годам у меня образовался кое-какой послужной список:
- С Борисом Рубашкиным, автором песни «Казачок» (на мелодию нашей «Катюши») - турне в 1970 году;
- Участник и дипломант нескольких джазовых фестивалей, в том числе – «Донецк-110»;
- Участник многих конкурсов поп-музыки, лауреат Всесоюзного конкурса «Ялта-81»;
- В 1986-1987г.г. - президент Одесского рок-клуба;
- Герой рассказа «Костя Швуим» в underground рукописном журнале «Зомби».
- Член Всемирного клуба одесситов.
С 1993 года я живу в Лос-Анджелесе. Играю джаз и блюз в разных клубах, при этом меня всегда представляют: «The man from Odessa».
Достаточно долго сотрудничаю с поэтом Ильей Резником, написал много песен на его стихи.
Мои песни поют сам Илья («Князь», «Ностальгия по России» и др.), Слава Медяник («Кассирша»), Влад Сташевский («Единственная ночь»), Алика Смехова («Нелюбимая»), Анна Резникова («Любимый мой»), Андрей Берестенко («Сильнее жажды»), Анатолий Могилевский («Музыка шагов»), Боба Грек («Дамы трефовые, дамы бубновые»), Стелла Джани (в концерте с Аленом Делоном в Париже и на последнем диске «Быть женщиной твоей», «Солнце моё», «Белая Москва»)…
Но я должен, обязательно должен Вам сказать, уважаемый читатель: нигде не чувствовал я себя таким «казаком», как когда играл в «Бородачах»!
«Бородачи» всех стран, объединяйтесь! Ведь бывших «Бородачей» не бывает!
И заметьте - менялись участники оркестра, но идея оставалась той же: музыкантов на земле много, а «Бородачи» - одни. Не помню, чтобы «бородачи» когда-либо ссорились друг с другом, а на репетиции и на работу шли, словно на праздник. Все дни рождения – вместе! Нужен совет – быстренько к Николаю Павловичу! Тоскливо на душе – к Тамаре и Валере Балагутам, где в любое время дня или ночи тебя ждали! Все мы до сих пор поддерживаем самые теплые отношения.
Необходимый комментарий
Действительно, об отношениях, царивших в этом коллективе, складывались легенды. В то же время, если в ставшую знаменитой «стекляшку» на улице Генерала Петрова, где играли «Бородачи», во время их работы забредал то ли музыкант, проходивший мимо и решивший «заглянуть на огонек», то ли просто обожатель «Бородачей» - тут же для нежданного гостя накрывался стол, он сразу чувствовал, что попал в круг искренних и добрых людей. Вот такими они были, такими и остались, эти легендарные одесские музыканты!..- А.Г.
…Ах, как же это было здорово – в понедельник всем оркестром сесть в любой рейсовый автобус, дать денег водителю, чтобы отвёз всех пассажиров по домам, а потом уехать на этом же автобусе гулять, кутить и веселиться – до четверга, а в пятницу снова творить чудеса, чтобы сотни и сотни людей могли потом сказать своим детям: «А знаешь, на нашей свадьбе нам играли «БОРОДАЧИ»!».
Автор выражает искреннюю благодарность Роману Щеголевскому, «бородачу» самого первого состава, за предоставленные фотографии.
Специально для портала © shanson.org
Лос-Анджелес, США
Май, 2008 год