colontitle

Стелющийся форвард

Виктор Корченов

"ОДЕССКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ" ВИКТОРА КОРЧЕНОВА

За многие подвижнического труда годы наш земляк, архитектор, краевед, коллекционер, потомок давних одесских старожилов Виктор Корченов собрал около 400 медалей, жетонов, знаков и значков периода 1817-1941 годов, выпущенных в Одессе или имевших к ней самое непосредственное отношение.

На изящных, выстланных благородным зеленым сукном деревянных планшетах покоился бронзовый 1817 года жетон одесской масонской ложи «Понт Эвклинский», которым никто похвастать не мог, и чеканная еще в 1822 году в Париже медаль в память дюка де Ришелье – одна из четырех, известных на территории бывшего СССР, включая ту, что была заложена в фундамент памятника на Приморском бульваре. Знак «Одесского императора Николая I коммерческого училища», напоминал об окончившем сие достопочтенное заведение писателе Исааке Бабеле, а знак «Реального училища В. А. Жуковского» вполне мог бы украшать грудь поэта Эдуарда Багрицкого, если бы его не «попросили» оттуда «за тихие успехи при громком поведении». Отголоском давней трагедии осталась медаль «За прекращение чумы в Одессе», а свидетельницей первого юбилея города - медаль «В память 100-летия основании Одессы», на которой была запечатлена панорама порта конца XIX века. Люди, события, факты, былые радости и страдания, мужество и геройство, жизнь во всех ее проявлениях...

Эта коллекция была, по сути, уникальной «одесской энциклопедией», материализовавшейся металлом, поблескивающей позолотой, расцвеченной эмалью, составленной граверами, ювелирами, чеканщиками и «переплетенной» В. Корченовым. И с его любезнейшего дозволения их с немалой для себя пользой «перелистывали» библиографы, историки, журналисты, кинематографисты, краеведы, литераторы, музейщики, коллеги-коллекционеры, словом, те, кто по профессиональной надобности или душевному расположению были неравнодушны к прошлому Одессы.

Еще в Одессе, не помышляя об отъезде, Виктор составил подробнейший каталог коллекции, для которого искуснейший мастер Сергей Калмыков сфотографировал лицевую и оборотную стороны каждого экспоната. А в Нью-Йорке, едва «отдышавшись» от происшедшего с ним, попривыкнув да поняв, что Одесса «не отпускает», он доработал каталог и в 2000 году выпустил его в издательстве «Лаокоон» с помощью «американских одесситов» - перо не поворачивается назвать их бывшими, потому что такой категории не существует.

Особой симпатией коллекционера всегда пользовалась история футбола в Одессе, колоритная и значимая, как этот неповторимый город. И мы с удовольствием предоставляем «избранные» футбольные раритеты из этой коллекции, которая, увы, осталась теперь лишь на страницах каталога.

Ростислав Александров

Стелющийся форвард

Небольшой серебряный щит, покрытый темно-синей эмалью, с накладными переплетающимися буквами "С" и "К". Вверху - как эмблема спорта - сокол с распростертыми крыльями. На обороте гравировка: "Первенство г. Одессы 1914 года, Г. Богемский".

Таков памятный жетон, принадлежавший Григорию Богемскому - центральному нападающему команды "Спортинг-клуб", игроку сборной России, кумиру одесских любителей спорта.

В январе 1911 года на совещании представителей всех команд в соответствии с разработанным на нем футбольным календарем было принято решение устраивать встречи между собой по два раза - на своем поле и поле соперника. И уже 20 февраля состоялись первые матчи первого чемпионата Одессы. По положению, каждая команда имела в то время по три категории или по три "тима", которые разыгрывали совершенно самостоятельные первенства города. Для победителя среди команд первой категории редакцией журнала "Спортивная жизнь" был учрежден переходящий кубок. Его оспаривали пять клубов: ОБАК ("Одесский Британский атлетический клуб"), ОКФ (Одесский кружок "Футбол"), ШК ("Шереметьевский кружок спорта"), "Виктория" и созданная перед самым началом соревнований команда "Южного спортивного общества", несколько первых игр звучавшая как "Одесский Станд", но вскоре получившая окончательное название "Спортинг-клуб" (сокращенно - СК). И когда 24 апреля завершился первый чемпионат, "новички" вышли на второе место, уступив лишь непобедимой в то время команде ОБАК.

С конца того же 1911 года, по аналогии с футбольными первенствами на Британских островах, все последующие чемпионаты Одессы стали проводить в два полсезона, начиная игры поздней осенью и заканчивая весной следующего года, с небольшим лишь перерывом на "зимние каникулы". Только теперь командам-победительницам, выступавшим по первой категории, стали присуждать "кубок Джекобса", занявшим второе место - так называемый серебряный щит Боханова. Победители во второй категории получали "кубок Герда", а в третьей - "кубок Окша-Оржеховского".

Осенний полусезон очередного первенства Одессы 1911-1912 года, окончившийся 11 декабря, выиграла команда "Спортинг-клуба", набравшая 12 очков; на два очка отстали от нее корифеи футбола - непревзойденные прежде обаковцы.

19 февраля началась вторая, весенняя, "серия" игр. А 1 апреля 1912 года, когда завершились заключительные матчи второго чемпионата, выяснилось, что две сильнейшие команды - "Спортинг-клуб" и ОБАК набрали по 22 очка. Для разрешения вопроса о победителе неделю спустя состоялся дополнительный матч, но и тот окончился вничью. И лишь 15 апреля, когда было принято решение в случае ничейного исхода "играть до первого гола с чьей-либо стороны", обаковцы, выиграв со счетом 2:1, вторично стали чемпионами Одессы. "Щит Боханова" был присужден "Спортинг-клубу", успехам и популярности которого во многом способствовал известный всей футбольной России Григорий Богемский, завершавший большинство атак и редко уходивший с поля без "своего" гола.

В "Спортинге" Богемский стал играть с первых дней возникновения команды, еще учась в Ришельевской гимназии. Будучи гимназистом, этот замечательный восемнадцатилетний спортсмен вместе со своими одноклубниками Ивановым и Дыхно уже защищал цвета сборной Одессы на проходившем осенью 1913 года первенстве России. После финального матча выходивший в Москве журнал "Русский спорт" в отчете об этой игре писал: "Богемский показал, что его конкурент в команде Петербурга Бутусов уступает ему и в беге, и в натиске, и в умении владеть мячом". Но еще раньше, в августе, молодой центрфорвард Богемский был зачислен в сборную России.

Последующие первенства города оттеснили англичан с первого места. В матчах 1912-1913 года, когда на чемпионский титул претендовали уже восемь вошедших в футбольную лигу команд (ШК, ОБАК, ОКФ, "Спортинг-клуб", "Вега", "Флорида", "Турн-ферайн" и "Индо" (команда Индо-Европейского телеграфа), переходящий "кубок Джекобса" завоевали шереметьевцы. "Спортинг-клуб" вышел победителем следующего, предвоенного первенства 1913-1914 года.

Газета "Одесские новости" за 1 апреля 1914 года, спустя два дня после заключительной игры чемпионата города 1913-1914 годов, сообщала: "Матч, решающий, кому достанется кубок Джекобса, собрал тысячную толпу... "Стортинг" великолепно оправдал истину, что нападение - лучшая защита, удержав перевес почти во все время игры. Во втором хавтайме Богемский забил в ворота ШК мяч с порядочного расстояния... Общий результат матча - 2:1 в пользу "Спортинга". Из игроков команды-победительницы особенно выделялись два: Иванов и Погорелкин. Первый поспевал буквально повсюду, играя за троих - за себя и за двух беков, которые весьма мало участвовали в игре. Второй, благодаря своему хладнокровию, ловкости, умению обращаться с мячом, выдвигается на место лучшего голкипера Одессы. Из форвардов "Спортинга", по обыкновению, хорошо играли Богемский и Дыхно".

Пожалуй, ни одному из одесских футболистов не уделено в художественной литературе столько страниц восторженных воспоминаний, как Богемскому. Его портрет и манеру игры прекрасно описал Юрий Олеша в книге "Ни дня без строчки": "Самое удивительное - это всегда меня удивляет, когда я вижу Богемского или о нем думаю, - это то, что он не смуглый, не твердолицый, а, наоборот, скорее рыхловатой наружности, во всяком случае, он розовый, с кольцами желтоватых волос на лбу, с трудно замечаемыми глазами. Иногда на них даже блестят два кружочка пенсне! И подумать только: этот человек с неспортсменской наружностью - такой замечательный спортсмен! Уже помимо того, что он чемпион по бегу на сто метров, чемпион по прыжкам в высоту и с шестом, он еще на футбольном поле совершает то, что сделалось легендой. И не только в Одессе - в Петербурге, в Швеции, в Норвегии! Во-первых - бег, во-вторых - удар, в-третьих - умение водить... Такой игры я впоследствии не видел. Я не говорю о качестве, о результативности - я говорю о стиле. Это был, говоря парадоксально, не бегущий форвард , а стелющийся ... Богемский бежал - лежа".