colontitle

Еврейская Одесса. Хроника

Из истории еврейской Одессы
К двухсотлетию Одессы

Одесситы — государству Израиль

Еврейские писатели Одессы (справа — налево): С. Фруг, Х.Н. Бялик, Менделе Мохер Сфарим, , Ш. Ан-ский, И.Х. РавницкийЕврейские писатели Одессы (справа — налево): С. Фруг, Х.Н. Бялик, Менделе Мохер Сфарим, , Ш. Ан-ский, И.Х. РавницкийВ 1789 г., до взятия русскими войсками турецкой крепости Хаджибей (переименована в Одессу в 1795 г.), в Одессе проживало шесть евреев. После перехода крепости к России начался быстрый рост населения (в том числе и еврейского). В 1795 г. в Одессе проживало 246 евреев, переселенцев из Волыни, Подолии и Литвы; были основаны хевра каддиша и талмуд-тора. В 1798 г. была образована община и построена синагога. Первым раввином Одессы был И. Рабинович. Около 1800 г. была открыта еврейская больница на шесть коек. В первой половине 19 века происходил быстрый рост численности еврейского населения Одессы (в середине 1840-х гг. - около 12 тысяч, 20% населения; в 1855 г. - 17 тысяч, 21,7% населения) благодаря массовому переселению в Одессу как русских евреев, так и иностранных, преимущественно из Германии и Галиции. Они открыли крупные торговые дома; благодаря им стал повышаться культурный уровень евреев Одессы.

Основным занятием евреев в этот период была торговля зерном. Многие евреи были мелкими торговцами, посредниками (главным образом между помещиками и экспортерами), агентами крупных иностранных и местных, в основном - греческих хлеботорговых компаний, маклерами. Евреи работали на зерновой бирже оценщиками, кассирами, весовщиками, грузчиками, а также занимались ремеслами, торговлей мануфактурными и бакалейными товарами. Благодаря особому характеру городского населения - выходцы из различных населенных пунктов России и Европы - евреи играли активную роль в жизни города. Большое число выходцев из Германии и Галиции способствовало раннему распространению идей Ха-скалы. В 1826 г., в ответ на петицию 66 евреев, в Одессе была открыта общеобразовательная школа с преподаванием еврейских предметов. В 1840 г. была открыта первая в России хоральная синагога (Бродская), ее кантором был Н. Блюменталь. По сравнению с другими городами черты оседлости в Одессе проживало больше евреев - лиц свободных профессий, у которых сложились хорошие отношения с представителями русского образованного общества и которым покровительствовала высшая администрация города.

Одесса была первым из городов России, в котором евреи подверглись погромам (1821 г.; 1859 г.), их основными участниками были местные греки и матросы греческих судов. Погромы были вызваны торгово-экономической конкуренцией греческого и еврейского населения. Поводом к погрому 1821 г. послужили слухи об участии евреев в убийстве в Стамбуле греческого православного патриарха Григория. Во время погрома 1859 г. были убиты два еврея. Погром был остановлен войсками только на третий день.

Во второй половине XIX в. темпы роста еврейского населения Одессы возросли. По переписи 1897 г. в Одессе проживало 138 935 евреев (34,4% населения).

Основными занятиями одесских евреев во второй половине XIX - начале XX вв. были торговля и ремесла. Евреи занимали доминирующее положение в торговле зерном: к 1870 г. в их руках находилась большая часть экспорта зерна. В 1910 г. из 55 торговых компаний, занимавшихся экспортом зерна, 46 принадлежали евреям; на долю этих компаний приходилось 89,2% экспорта.
Евреи преобладали и в мелкой торговле: в 1910 г. им принадлежало 56% лавочек. Мелкой торговлей вразнос - коробейничеством - занимались исключительно евреи. В 1910-е гг. 63% городских ремесленников были евреями, особенно высокий процент был среди портных: все 59 мастерских по пошиву женской одежды принадлежали евреям. Число евреев-рабочих, за исключением грузчиков в порту, было невелико.

В 1910 г. евреям принадлежало 155 (43%) фабрично-заводских предприятий, в основном небольших, евреи преобладали в бумажной и пищевой промышленности. Из десяти банков семь принадлежали евреям. Однако экономическое положение большинства евреев Одессы было тяжелым. Положение беднейших слоев еврейского населения еще больше ухудшалось в результате погромов.
В мае 1860 г. в Одессе начал издаваться первый еврейский журнал на русском языке "Рассвет". После его закрытия, в июне 1861 г. - апреле 1866 г. выходил журнал "Сион" под редакцией Л. Пинскера, доктора Соловейчика, Н. Бернштейна. Эти журналы пропагандировали идеи Хаскалы и вели борьбу с антисемитизмом в русской прессе. Следующим русско-еврейским изданием стала ежедневная газета "День", выходившая с мая 1869 г. по июнь 1871 г.

В 1871, 1881 и 1886 гг. в Одессе вновь происходили еврейские погромы. В отличие от предыдущих, в них участвовали массы русских и украинских жителей города. Администрация не останавливала погромщиков. Во время погрома 1881 г. активно действовала еврейская самооборона, большинство участников которой были студентами Новороссийского университета; за организацию самообороны было арестовано 150 человек.

Погромы и усиливающийся антисемитизм различных слоев русского общества привели к процессу переоценки ценностей у многих еврейских интеллигентов, к усилению палести-нофильских, а затем сионистских тенденций. В 1882 г. в Одессу из Харькова переместился центр организации Билу, действовали группы Ховевей Цион, а с декабря 1884 г. центральные органы движения (во главе с Л. Пинскером) разместились в Одессе; в 1889-93 гг. там находилось руководство ордена Бней-Моше (одним из лидеров которого был Ахад ха-Ам), работала единственная официально зарегистрированная в России сионистская организация Одесский комитет (Общество вспомоществования евреям земледельцам и ремесленникам в Сирии и Палестине). С Одессой была связана деятельность многих писателей и публицистов, писавших на иврите, а также сионистских общественных деятелей: Ахад ха-Ама, X. Бялика, М. Дизенгофа (делегата пятого и шестого Сионистских конгрессов от Одессы), А. Друянова, В. Жаботинского, И. Клаузнера, Э. Левинского, И.Х. Равницкого, X. Черновица. В1891-1895 гг. издавались сборники "Пардес", проповедовавшие идеи духовного сионизма. В 1901 г. X. Бялик, С. Бен-Цион, И. Равницкий основали издательство "Мория", выпускавшее литературу на иврите. В 1905-1916 гг. действовало сионистское издательство на русском языке "Кадима". Иммиграция из России в Эрец-Исраэль шла через Одессу, получившую название "ворота в Сион". Одесским комитетом были основаны в Эрец-Исраэль сельскохозяйственные колонии Реховот и Хадера. В 1902 г. в Одессе был организован кружок Поалей-Цион. В 1904 г. кружок стал издавать свой журнал на русском языке "Сионистская рабочая хроника". В 1906 г. представители различных групп еврейского рабочего движения образовали социал-демократическую партию Поалей-Цион. В Одессе, партийная организация которой была самой многочисленной, находился и Центральный комитет этой партии.

Религиозная жизнь одесского еврейства была активной. Действовали обычные и реформированные хедеры: в 1910 г. в 200 хедерах обучалось около пяти тысяч учащихся, в трех талмуд-торах - 630. В 1905 г. Р.Х. Черновиц основал в Одессе иешиву, преобразованную в 1906 г. в высшую школу иудаизма, где все предметы, включая Библию и Талмуд, изучались научными методами, принятыми в большинстве раввинских семинарий Западной и Центральной Европы.

В конце XIX - начале XX вв. Одесса стала крупным еврейским литературным центром. Здесь жили и работали многочисленные еврейские писатели, публицисты, историки, поэты, создававшие свои произведения как на иврите и идиш, так и на русском языке: Ахад ха-Ам, М. Бен-Амми, С. Дубнов, В. Жаботинский, И. Клаузнер, Менделе Мохер Сфарим, С. Фруг, Ш. Черниховский и др. В Одессе действовали различные издательства, выходили газеты и журналы разнообразных направлений: Одесский комитет издавал серию книг и брошюр об Эрец-Исраэль (на русском языке), издательство Я. Шермана - литературу для детей и юношества. В 1907 г. в Одессе возобновилось издание еженедельника на иврите "Ха-шиллоах", с 1896 г. выходившего в Берлине и Кракове. В 1910 г. Э. Ленинский основал первую в Одессе ежедневную газету на идиш "Гут моргн", с 1911 г. стала выходить газета "Шолем алейхем". В 1906-1907 гг. сионисты издавали в Одессе еженедельник "Кадима" на русском языке, а после его закрытия газету "Еврейская мысль"; территориалисты - газету "Еврейский голос". В 1908 г. был создан еврейский театр на идиш под руководством П. Гиршбейна.

18-20 октября 1905 г. в Одессе произошел самый кровавый погром за всю историю города: было убито около 400 евреев, 50 тысяч остались без крова. Еврейская самооборона и студенческая милиция пытались остановить погром, и в первый день им это удалось, но против них были брошены войска, использовавшие артиллерию. Самооборона потеряла 50 человек убитыми. Погром происходил и в районах, примыкавших к Одессе. Были случаи, когда евреев, пытавшихся бежать, убивали в поездах или топили в море.

Значительный вклад в развитие науки, русской литературы, искусства внесли евреи Одессы: врач В. Хавкин, организовавший в Одессе первую в России бактериологическую станцию для борьбы с инфекционными заболеваниями; профессора математики В. Каган и С. Шатуновский, основавшие издательство "Матезис" (книги по точным наукам); художник Л. Пастернак; писатели С. Юшкевич, А. Кипен, Л. Кармен; скрипачи П. Столярский, Н. Биндер, М. Эльман. Одесситом был и знаменитый биолог И. Мечников.

В годы первой мировой войны еврейское население Одессы возросло за счет беженцев. Действовало местное отделение Еврейского комитета помощи жертвам войны (ЕКОПО).

После февральской революции в городе оживилась еврейская общественная жизнь, действовали организации различных еврейских партий. В 1918 г. состоялись выборы в правление общины; наибольшее количество мест получили сионисты (35) и Бунд (26). Сионисты издавали в Одессе на русском языке еженедельник "Еврейская мысль" (1917 - январь 1920), журнал "Палестина" (1917-1918), выходивший раз в две недели журнал "Молодая Иудея"; Бунд - еженедельники "Рабочий понедельник" (1918) и "Наш голос"; Поалей Цион - газету "Свободный путь" (1917); Социалистическая еврейская рабочая партия - газету "Рабочая мысль" (1917). Печатались газеты и журналы на языке идиш. В 1917-1920 гг. Одесса была основным в России центром книгопечатания на языке иврит. Из 188 различных изданий на иврите, вышедших в свет в России в 1917-1919 гг., 109 были изданы в Одессе.

В 1917 г. было создано еврейское спортивное общество Маккаби, в 1917-1919 гг. оно издавало журнал "Маккаби". В 1917 г. общество Тарбут открыло в Одессе среднюю школу, в которой все преподавание велось на иврите.

Одесса была одним из центров движения Хе-Халуц. Оно организовало в 1918 г. одногодичную школу огородничества и садоводства, в которой проходили сельскохозяйственную подготовку около 100 человек, большинство из них потом репатриировалось в Эрец-Исраэль. В годы гражданской войны через Одессу продолжался выезд евреев в Эрец-Исраэль. В 1919 г. из Одессы в Яффу отплыл корабль "Руслан" с 630 репатриантами.

С окончательным установлением советской власти прекратилась издательская и культурная деятельность на языке иврит, началось наступление на сионизм. В 1920-е гг. многие евреи были арестованы по обвинению в сионистской деятельности, студентов-сионистов исключали из университета. В этот период в Одессе продолжали действовать группы Хе-Халуц, часто в нелегальных условиях.
Почти до конца 1930-х гг. Одесса была крупным центром советской культуры на языке идиш, который был также основным языком во многих государственных учреждениях. Были организованы даже милицейские отделения и районные суды с языком идиш в качестве основного. В городе было много еврейских школ, в которых в 1926 г. обучалось 22% учеников. В университете был открыт факультет идиш, работали еврейский педагогический техникум и библиотеки, еврейская совпартшкола, музей Менделе Мохер Сфарима.

Выходило несколько периодических изданий на идиш. В начале 1930-х гг. Харьковский государственный еврейский театр часть сезона выступал в Одессе. В 1935 г. был открыт Одесский еврейский театр. С середины 1930-х гг. началось быстрое свертывание деятельности культурных учреждений на языке идиш.

С Одессой связана деятельность многих русских писателей, поэтов, принадлежавших в основном к так называемой юго-западной школе: И. Бабеля, Э. Багрицкого, С. Гехта, Веры Инбер, И. Ильфа, Л. Славина. Уроженцами Одессы, получившими здесь музыкальное образование, были многие выдающиеся музыканты. Скрипичная школа П. Столярского прославилась на весь мир и стала вехой в исполнительском искусстве XX в. У Столярского учились Б. Гольдштейн, Е. Гилельс, Д. Ойстрах. В Одессе получили музыкальное образование пианисты Э. Гилельс, Я. Зак, Я. Флиер.

Многие евреи принимали активное участие в обороне Одессы 5 августа - 16 октября 1941 г., одним из руководителей которой был Н. Гуревич. С первых дней войны в Одессу эвакуировались тысячи бессарабских евреев и многие евреи из близлежащих населенных пунктов (Тирасполь, Овидиополь и т.д.). За период обороны города выехало около 40-45% еврейского населения (включая призванных в Красную армию). К 16 октября (день оккупации Одессы немецко-румынскими войсками) в городе находилось около 100 тысяч евреев. 16-18 октября команды эинзацгруппен и солдаты из Румынского оперативного эшелона убили несколько тысяч евреев. В первые дни оккупации была проведена регистрация всего мужского населения от 18 до 50 лет, и большинство мужчин было арестовано. 22 октября было взорвано здание румынской комендатуры. Погибло около 60 солдат и офицеров, в том числе комендант города генерал Глугояну. Немедленно в качестве ответной меры было убито около 5 тысяч человек, большинство из которых были евреи. Тысячи евреев, мужчин и женщин, были согнаны в пригородное село Дагоник, там часть из них расстреляли в противотанковом рву, а часть расстреляли и сожгли в четырех бараках. Арестованные в первые дни оккупации были согнаны в артиллерийские склады на так называемой Люстдорфской дороге (в 6 км от города), в которых были сожжены (после освобождения Одессы во рвах были обнаружены останки около 28 тысяч человек). В начале ноября началась массовая высылка евреев из города в Доманевский район Одесской области. Большинство евреев пешком, партиями по 2-5 тысяч человек, было отправлено в свиносовхоз Богдановку; многие погибли в пути. К середине декабря в Богдановке собрали около 55 тысяч евреев (часть из них - не из Одессы). С 20 декабря 1941 г. по 15 января 1942 г. все евреи в Богдановке были расстреляны командой эинзацгруппен, румынскими солдатами, украинскими полицейскими и немцами-колонистами. Тысячи были убиты в других населенных пунктах Доманевского района. В ноябре-декабре 1941 г. в Одессе издавались приказы, направленные против оставшегося еврейского населения: об обязательной явке в тюрьму всех мужчин от 18 до 50 лет; об обязательной регистрации драгоценностей; о ношении отличительного знака.

7 декабря 1941 г. Одесса была объявлена столицей Транснистрии. Была запланирована полная "очистка" города от евреев. 10 января 1942 г. был опубликован приказ румынских властей о создании гетто в отдаленном пригороде Одессы Слободка. Евреи жили там в условиях невероятной скученности, многие ночевали под открытым небом, и это приводило к массовой смертности. С 14 января по 20 февраля 1942 г. евреев депортировали в Березовский район Одесской области. Перевозили в неотапливаемых эшелонах, часами простаивавших в пути; многие погибли в дороге. В Березовке составляли партии, которые пешком отправлялись в Сиротское, Доманевку и Богдановку. Много людей, не добравшись туда, умирали от голода и холода. Охрана, состоявшая из румынских и немецких колонистов, устраивала во время пути массовые расстрелы евреев. В Доманевке и других населенных пунктах евреи были размещены в полуразрушенных домах, часто без крыш. Больных и обессиленных согнали в две полуразрушенные конюшни на окраине Доманевки, из которых их не выпускали, практически оставив без пищи. Все заключенные погибли. В лучшем положении находились переведенные на работу в села; примерно половина из них пережила оккупацию. Положение в гетто Доманевки и других населенных пунктах изменилось в 1943 г. после того, как евреи стали получать помощь от еврейских организаций Румынии. Около 600 обитателей гетто дожили до освобождения. Евреи участвовали в борьбе одесского подполья, составляли значительную часть бойцов партизанских отрядов, базировавшихся в катакомбах.

После возвращения эквакуированных Одесса вновь стала одним из крупных еврейских центров Советского Союза. По переписи 1970 г. в городах Одесской области проживало 117 223 еврея (10 763 назвали идиш родным языком).

В 1945 г. в Одессу вернулся Одесский еврейский театр, находившийся в эвакуации в Ташкенте. В 1944-1947 гг. велись передачи одесского радио на языке идиш. Во время антисемитской кампании, начавшейся в 1948 г., были ликвидированы остатки еврейской культуры в Одессе, многие евреи были уволены с работы, а некоторые арестованы. В 1950-60-х гг. в одесских газетах неоднократно проводились кампании за закрытие синагоги, единственной в городе.

С конца 1960-х гг. евреи Одессы участвовали в борьбе евреев Советского Союза за право выезда в Израиль. Несколько еврейских активистов были приговорены к различным срокам заключения в 1971-1985 гг.

В годы перестройки (с середины 1980-х гг.) в Одессе начала возрождаться еврейская культурно-общественная жизнь. С 1990 г. функционирует Одесское общество еврейской культуры. В рамках общества действует клуб-лекторий; имеется библиотека, в которой представлены различные книги на еврейские темы (в том числе изданные в Израиле); ведется активная работа по увековечению памяти жертв Катастрофы в Транснистрии.

В последние годы в Одессе действуют более 10 еврейских организаций, создан и активно работает Израильский культурный центр (ул. Воровского, дом 46а).

(Сокращенный вариант текста статьи "Одесса" - "Краткая еврейская энциклопедия на русском языке", Иерусалим)