colontitle

Лев Пинскер (1821 — 1891)

Из истории еврейской Одессы
К двухсотлетию Одессы

Одесситы — государству Израиль

Лев Пинскер (1821 — 1891)Пинскер был наиболее ассимилированным среди российских евреев, обратившихся к сионизму под влиянием событий 1881 года. Пламенный патриот, вся деятельность которого доказывала его преданность России, он искренне верил, что режим правления на его родине станет более либеральным, и она превратится в конституционную монархию, где все народы будут равны. Именно оттого, что он так верил в развитие России, а также потому, что относительно слабая связь с еврейскими традиционными идеалами не давала ему иной опоры, погромы потрясли Пинскера еще сильнее, чем они потрясли большинство его современников.

Лев Пинскер окончил гимназию в Одессе и после нескольких лет, посвященных изучению права, поступил в Московский университет, где получил диплом врача. Вернувшись затем в Одессу, он был назначен в штат городской больницы и вскоре стал одним из самых знаменитых в городе врачей; за выдающиеся заслуги в лечении сыпно-тифозных солдат во время Крымской войны царь Николай I даже наградил Пинскера медалью.

Не оставляя медицинской карьеры, с 1860 года Пинскер уделял много сил еврейской общественной жизни. Он сотрудничал в первых двух еврейских еженедельниках на русском языке и активно участвовал в деятельности Общества по распространению культуры среди евреев России, основанного в 1863 году. В тот период он заходил дальше "просветителей", писавших на иврите, и настаивал на том, что русский язык и русская культура должны стать господствующими во внутренней жизни и даже религии евреев.

В 1882 году Пинскер официально вышел из Общества по распространению культуры, заявив, что необходимо отыскать "новые средства, новые пути". Он отправился в Центральную и Западную Европу, где попытался распространять только что сложившуюся у него идею о том, что следует собрать основную часть еврейства в национальном государстве, но не нашел поддержки. Адольф Еллинек, главный раввин Вены и близкий друг его отца, с которым Пинскер встретился весной 1882 года, сказал ему, что он еще не оправился от потрясения, вызванного погромами и нуждается в медицинской помощи. Но Пинскер упорствовал. Вернувшись в Россию, он анонимно опубликовал на немецком свою брошюру, озаглавленную "Автоэмансипация".

Брошюра Пинскера была встречена яростным негодованием во многих кругах. Ортодоксы сочли автора, не сумевшего долго сохранять инкогнито, безбожником, а либералы, особенно за пределами России, обвиняли его в том, что он изменил вере в конечную победу гуманизма над предрассудками и ненавистью.

Его личный престиж, а также резонанс написанной им брошюры сразу выдвинули Пинскера в первые ряды создателей еврейской национальной организации. Став, под влиянием своих последователей, сионистом, Пинскер сделался одним из руководителей нового движения Хиббат-Цион и его учредительного съезда, состоявшегося в 1884 году.

И все же главное значение Пинскера не в практической деятельности, а в его вкладе в интеллектуальную жизнь еврейства. "Автоэмансипация" - это первое крупное произведение, в котором выразилась мука еврея, стремящегося утвердить собственный национализм потому, что окружающий мир его отверг. Позднее эта тема была развита в трудах Теодора Герцля.

(Из книги: "Сионизм в контексте истории", "Библиотека-Алия", 1992)