Ахад Ха-Ам (1856 — 1927)
Из истории еврейской Одессы
К двухсотлетию Одессы
Одесситы — государству Израиль
Еврейский мыслитель и публицист Ахад ха-Ам (Ашер Гирш Гинцберг - 1856- 1927) родился в Сквире, Киевской губернии, в ортодоксальной семье. Он получил традиционное еврейское воспитание и с ранних лет проявлял способности к учению. Заинтересо -вавшись философией и зарождающейся новой светской литературой на иврите, Ахад ха-Ам самостоятельно изучил языки - русский, немецкий, французский, английский, латынь.
В 1884 году Ахад ха-Ам переезжает в Одессу, в то время - центр новой еврейской культуры. Там зарождалось палестинофильское движение Ховевей Цион ("Любящие Сион"), там жили крупные еврейские писатели. С небольшими перерывами Ахад ха-Ам живет в Одессе до 1907 года, встречается с известными еврейскими деятелями и писателями, такими как Пинскер, Лилиенблюм, Менделе Мохер Сфарим, Бялик, Клаузнер, Равницкий, становится членом комитета Ховевей Цион, который возглавлял Леон Пинскер.
В 1896 году Ахад ха-Ам приступил к изданию ежемесячника "Ха-шиллоах", редактором которого состоял до 1902 года. "Ха-шиллоах" стал наиболее значительным журналом на иврите и способствовал быстрому развитию современной еврейской литературы. Свои мысли о ней и ее задачах Ахад ха-Ам изложил в статье "К вопросу о еврейской литературе".
В 1900 году Ахад ха-Ам обследовал еврейские поселения в Палестине и написал статьи "Школы в Яффе" и "Ишув и его опекуны". В последней статье он описал положение отдельных поселений и отметил вред, который приносит, по его мнению, система филантропической опеки. И эта его статья вызвала страстные споры в еврейской печати.
В 1902 году в Минске состоялся легальный всероссийский съезд сионистов, где Ахад ха-Ам прочел доклад "Духовное возрождение", посвященный практическим мерам для подъема национальной еврейской культуры. Вскоре писатель уходит с поста редактора "Ха-шиллоах", чтобы целиком посвятить себя творчеству, однако продолжает заниматься и общественной деятельностью. В 1903 году, после Кишиневского погрома, который всколыхнул весь мир, Ахад ха-Ам пишет о необходимости организации еврейской самообороны.
После шестого Сионистского конгресса, последнего с участием Герцля, Ахад ха-Ам активно поддерживает оппозицию "плану Уганды" (создание убежища для еврейских масс в автономном районе в Африке, на территории нынешней Кении). Он считал этот план следствием оторванности политического сионизма от еврейских ценностей, от исторического наследия еврейского народа.
В 1907 году после очередного посещения Палестины Ахад ха-Ам переехал в Лондон. Во время первой мировой войны он был одним из главных советников Хаима Вейцмана в переговорах с британским правительством, которые привели к Декларации Бальфура. Но после войны, проанализировав текст Декларации, он предостерегал сионистов от излишнего оптимизма, доказывая, что этот документ не гарантирует осуществления политических стремлений сионизма.
Ахад ха-Ам сыграл крупную роль в рациональном анализе сущности иудаизма - еврейской истории, культуры, морали и религии.
Особенно большой вклад внес писатель в формирование литературы на иврите, он оказал также существенное влияние на развитие самого языка. Благодаря отточенности стиля его аналитических и полемических статей современный иврит сделал большой шаг вперед, а статьи и эссе Ахад ха-Ама стали предметом изучения в израильских школах.