МАСТЕР РЕВА
ГАЛИНА ВЛАДИМИРСКАЯ
Со своим скульптурно-архитектурно-ювелирно-инженерным талантом он мог бы родиться в Италии в эпоху Возрождения и войти в историю искусства. Господь предпочел, чтобы родился сейчас и здесь, и вошел в историю века XXI. Наверное, потому, что нам он нужнее. Чтобы мы во времена властвования дилетантизма не утратили веру в высокое искусство и настоящий профессионализм.
Графика, скульптура, ювелирные изделия, монументальные дизайнерские работы – разнообразие творческих направлений и форм, новаторство замыслов и качество воплощения поражает. И заставляет думать, что рядом с нами – гениальный художник.
Рева – гений признанный. Свою первую награду - Золотую медаль Академии искусств СССР – он получил еще за лучший диплом в сфере архитектурно-декоративной пластики, когда оканчивал знаменитую питерскую «Мухинку» (сейчас – Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия – Г.В.).
Выставлялся в «Манеже» и Доме художника в Москве, в Марселе и Париже, итальянской Равенне и бельгийском Либрамонте, в Нью-Йорке и многих других городах и странах. Делал проекты скульптур для Амстердама и Чикаго, изготовил приз Питера Берга «За преодоление невозможного» по заказу Национального Географического Общества Великобритании. Его работы находятся в музеях Украины, Италии, США, Франции, России; в частных коллекциях Марчелло Мастрояни, мадам Помпиду, Дональда Трампа, Жака Ширака, Владимира Путина, эмира Бахрейна, короля Саудовской Аравии, президента Туркменистана, амира Кувейта, президента Объединенных Арабских Эмиратов…
Причин для звездной болезни – более чем. Но так могут думать только те, кто с ним не знаком. А те, кто знаком, не раз испытали на себе: когда встречаешься с Мишей Ревой, неизменно кажется, что он ждал этой встречи, рад тебе безмерно и делать ему больше нечего, как только общаться с тобой. И лишь какая-то его постоянная внутренняя сосредоточенность на своем заставляет чуткого собеседника «свернуть» разговор… Но чуткость свойственна не всем, и эту его открытость эксплуатируют нещадно: в мастерской – постоянная тусовка из своих и не совсем своих, и даже совсем чужих. Он не злится, пытаясь объяснить это отягчающее для его творчества обстоятельство так: удалось, наконец, создать в Одессе художественную мастерскую, которая не уступает «продвинутым» европейским, куда же приводить гостей города, как не сюда?
Думаю, что это его терпеливо-любовное отношение к людям – одно из проявлений его избранности. Сам он, правда, более узко определяет категорию тех, кого предпочитает по жизни: «Люблю людей искренних, честных и добрых. Доброта – не слабость, а роскошь в наши дни».
Собственно, это - прежде всего о нем самом. Те, кто по жизни рядом, постоянно купаются в его роскошной доброте. Из этой роскоши и - Золотой ангел на фасаде Центра реабилитации для детей-инвалидов, которого он подарил Одессе и ее больным детям.
- Я всегда себя ощущаю одесситом, потому что одессит – это человек мира, - формулирует свое отношение к родному городу Рева. - При том количестве кровей, которое во мне намешано, иначе и быть не может.
Увы, любимый город в очередной раз демонстрирует присущую ему провинциальность, неспособность оценить по достоинству талант своего гражданина. Его улицы год от года являют миру образчики плохого вкуса и тривиальности, а список работ Ревы до неприличия краток: Древо любви в Горсаду да монументальный стул на Дерибасовской.
В его душе живет мечта о сооружении поющего рояля-фонтана у Одесского оперного: фантастический проект еще в 1997-м получил первый приз в конкурсе на реконструкцию Театральной площади. Но город упорно «лепит» на своих центральных площадях фонтаны самые обыкновенно-примитивные. Говоря по-одесски, все это – «не фонтан».
- Нынешняя застройка Одессы – проблема масштабная, нужен нормальный комплексный план, чтобы каждый не строил сам по себе и лишь в зависимости от собственного интеллекта, вкуса и возможностей, - уж Миша-то понимает, о чем говорит. – Посмотрите на Греческую площадь в ее нынешнем виде! Она лишена энергии жизни. Это место просто призвано было стать общественным центром города, и – не стало…
Свою творческую энергию, энергию жизни он по большей части сейчас воплощает в киевских проектах. Став самостоятельной европейской столицей, Киев потребовал новых монументальных идей. А у Ревы, как говорят в Одессе, их есть.
Задачу покорять стольный град он себе как таковую не ставил. Булгаков в бессмертном «Мастере…» учил, что не надо ничего просить у сильных мира сего, сами придут и все дадут. Если вы, конечно, достойны этого. Миша Рева – достоин абсолютно. Поэтому сами и пришли. Сначала, правда, - американцы, то есть американские дипломаты, посетившие по службе Одессу и влюбившиеся в изящный фонтан «Источник», установленный у Воронцовского дворца к 200-летию города, – дипломную работу Ревы. Знакомство с автором, которого они потребовали, переросло с длительное, по сей день, сотрудничество, и даже личную дружбу.
Хорошо помню в этой связи один случай, который, впрочем, самим Мишей воспринимался без экзальтации, как должное. Будучи на тот момент директором Всемирного клуба одесситов, я позвонила Реве, чтобы пригласить на какие-то клубные посиделки. Причина отказа меня, честно сказать, ошарашила: «Очень хочется всех увидеть, но, понимаешь, тут ко мне на Бугаз приехал Карлос Паскуале (т.е. бывший посол США в Украине – Г.В.). Ему здесь очень нравится…». К этому надо добавить, что на тот момент дача Ревы, вернее, его родителей, представляла собой типичное для наших краев скромное строение без газа, водопровода и с «удобствами во дворе». И Паскуале можно понять: он-то хорошо осознает, кто таков Рева, и гордится дружбой с ним.
Но это – лирика. А проза состоит в том, что Рева соорудил на территории американского посольства отнюдь не прозаичный комплекс фонтанов. Основой решения стала библейская тема, что органично «вписало» фонтаны в общий архитектурный комплекс Андреевского спуска.
И еще он сделал в Киеве монумент жертвам террора 11 сентября – первый такой памятник в мире. Невозможно, слишком цинично говорить, что ему как художнику повезло: он прилетел в Нью-Йорк 10-го, за день до трагедии, и стал ее свидетелем. Но факт остается фактом: именно личное потрясение от увиденного и пережитого дало ключ к решению этой сложнейшей творческой задачи. И он выиграл конкурс - среди многих других талантливых.
Как выиграл его в другой раз, найдя неповторимое образное решение интерьера бывшей гостиницы «Театральной», что напротив Киевского театра оперы и балета. Сейчас это – роскошный бизнес-центр «Леонардо». При его оформлении, заполнении внутреннего пространства Рева трансформировал образы гениального Да Винчи, соединив возрожденческие мотивы с самыми современными технологическими достижениями и тенденциями. Вот вам и связь: Михаил Рева – эпоха Возрождения…
Первая очередь комплекса сдана, и уже куплена датчанами за баснословные деньги.
- А что для тебя – деньги, - задаю я «провокационный» вопрос Мише, услышав от него сумму сделки, к которой он имел лишь творческое отношение.
- Деньги для меня – это энергия, - не задумываясь, отвечает Рева. – Энергия созидания. Наличие денег дает мне возможность творчества, возможность работать дальше. А без работы я просто болею.
- А что делать интереснее всего?
- Интересно делать то, чего никогда не было. И то, что уже по своей потенции возбуждает. А прозаичные, местечковые вещи раздражают и навевают тоску. Сейчас ужасно много местечкового…
- А что для тебя успех? - продолжаю я «пытать» Мишу. Он не сопротивляется, отвечает так, как будто давно был готов.
- Успех для меня – это гармония внутри себя. Я бьюсь за такой успех. Ведь на самом деле, успех, известность – это дисбаланс, развращенность, ненужное ощущение. Творить надо в тишине, в одиночестве. Но успех нужен, чтобы иметь возможность сделать следующий шаг.
Сейчас для него следующий шаг – это Музей голодомора в Киеве. Задача с таким внутренним потенциалом, что уж точно – скучно не покажется. Для ее решения он, безусловно, созрел. Хотя безо всякого кокетства вдруг говорит:
- Мне кажется, что я сам только начал. И еще ничего не сделал для того, чтобы учить других.
Другие – это и его Маша, любимая доця, которая тоже решила быть художником.
- У нее для этого есть все, - улыбчивый Миша вдруг становится непривычно серьезным, произнося эти слова. – Когда я поступал в «Мухинку», после сумасшедшего конкурса из 200 абитуриентов нас осталось 7. И на первой лекции мы услышали: «Из вас станет художником максимум один». Машка может стать художником, только бы не потеряла себя в этой жизни…
Сам Михаил Рева – не потерял. И стал Мастером.
“Фаворит” N 1, стр. 80, 2006 г.