Выставят ли счет «Бухгалтеру»?
Людмила Воронкова
Свидетель обвинения против Василия Марьянчука сбежал из тюрьмы, другой захлебнулся в камере рвотой, третий пропал без вести, нескольких убили, адвокат застрелен, следователя пытались взорвать... Сегодня в дело вступает Верховный Суд...
Верховный суд Украины должен рассмотрел кассационную жалобу членов нашумевшей преступной группировки Василия Марьянчука по кличке «Бухгалтер» на приговор Апелляционного суда Одесской области. Напомним, что из 14 человек, находившихся на скамье подсудимых, 11 получили разные сроки заключения – от 4 лет до пожизненного. В отношении самого Марьянчука, уголовное дело которого было выделено в отдельное производство, в Верховный суд для рассмотрения направлено кассационное представление государственных обвинителей. Последнее высказывание министра МВД Юрия Луценко о возможной причастности этой банды к отравлению президента Украины Виктора Ющенко привлекло внимание к процессу тех, кто уже и подзабыл о нем.
Банду считали «ментовской»
Группировка существовала не менее семи лет, насчитывала примерно 75 боевиков и отличалась жесткой, практически военной дисциплиной. В ее состав, причем изолированно друг от друга, входили разведывательное звено, звено наружного наблюдения, аналитический отдел, несколько звеньев ликвидаторов и киллеров. Как предполагается, все заказы принимались через Марьянчука или его подручного Попеску в так называемом молдавском филиале банды. Характерно, что среди арестованных членов ОПГ были бывшие сотрудники правоохранительных структур, а также армейского спецназа и даже военной разведки. Экс-капитан милиции Олег Якименко, как говорят, был начальником «контрразведки» Марьянчука.
Криминальная группировка имела непосредственное отношение к ряду резонансных заказных убийств в Одессе. По данным следствия, на ее счету не менее двух десятков преступлений, среди которых 11 преднамеренных убийств, десять из которых заказные. Материалы дела в 75 солидных томах рассказывают о том, что банда специализировалась также на похищении предпринимателей с целью выкупа. Получив деньги, бандиты убивали заложников, чтобы не оставлять свидетелей. Только в течение 1998 – 2000 годов на выкупах бандиты заимели свыше трех с половиной миллионов долларов. В это же время в Одессе происходят убийства и покушения одно громче другого, пропадают известные личности. Так, в августе 1997 года был убит редактор газеты «Вечерняя Одесса» Борис Деревянко. Журналиста расстреляли утром, когда он шел на работу. Исполнителя – некоего Глека, которого относят к банде Марьянчука, осудили к пожизненному заключению. Заказчик не найден до сих пор.
Практически средь бела дня был похищен один из помощников мэра Одессы Эдуарда Гурвица – Игорь Свобода. Ни его, ни опытного водителя-»афганца» не насторожил джип, стоящий у дома. А именно оттуда выскочили молодцы в камуфляже, схватили направлявшегося к подъезду Свободу и увезли... Не прошло и полгода после этого, как в марте пропал без вести начальник управления правового контроля Одесского горисполкома Сергей Варламов (предположительно, его останки нашли недавно под одним из гаражей, но по этому делу пока ведется следствие). А буквально на следующее утро стало известно, что готовится покушение на самого Гурвица. Впрочем, не только на него – готовы были погубить всю команду, зная, что мэр собирает ее на традиционный обед в последнее перед выборами воскресенье.
Мэр в роли «живца»
Это преступление сумели предотвратить сотрудники УСБУ Украины в Одесской области. Предполагаемые исполнители были арестованы и дали показания о своих действиях, однако не назвали заказчиков. «Нас убьют», – твердили задержанные. Их страх был так велик, что 50-летний Нерушев, улучив момент, сам выбросился из окна во время допроса. А в следственных материалах все выглядело примерно так: боевики одной из ОПГ (предположительно Попеску) по поручению «неустановленных лиц» создали в феврале 1998 года преступную группу, в которую вошли «неустановленные лица». Убить мэра и его окружение должен был взрыв, мощности которого хватило бы, чтобы снести с лица земли не только особняк Дома приемов, где проходил обед, но строения на площади целого городского квартала. Два радиоуправляемых заряда заложили с таким расчетом, чтобы взрывная волна от одного шла навстречу другой. Взрывчатку приобрели тоже у «неустановленных лиц» – 6,2 кг пластида, две 400-граммовые и одну 200-граммовую тротиловые шашки, порошкообразный аммонитовый заряд весом в 300 граммов, 12 мощнейших электродетонаторов ЭДП. Подрыв радиоуправляемых бомб должен был произойти с базовых телефонов. А на чердаке одного из корпусов санатория «Россия» террористы оборудовали место для дострельного отряда – добивать выживших – это если будет кого. Милиция так и не установила, кто должен был быть в этих отрядах и кто обеспечивал проведение самого теракта.
По материалам дела арестованные Кубарев и Нерушев, заложив в ночь с 21 на 22 марта фугасы, отправились наблюдать за обстановкой в недостроенный 16-этажный дом рядом с туркомплексом «Одесса», откуда Дом приемов просматривался как на ладони. Два телефона «Саньо», подключенные к аккумулятору, готовы были произвести взрыв. Рядом лежал даже заряженный фотоаппарат, чтобы документально подтвердить заказчику выполнение. Ждали «гостя», А исполкомовские не ехали, ибо волновались, куда запропал Варламов. И эта задержка, возможно, спасла всем жизнь. Ибо раньше на бандитов вышли сотрудники СБУ. Гурвиц знал, что они будут вроде живца: «...меня честно предупредили, что опасность большая, но убить не дадут. Нужно было бандитов выманить из засады».
Операция и «контроперация»
Нити следствия вели к Василию Марьянчуку. В июле 1999 года прокурор Одесской области выдал ордер на арест это примечательной личности.
Марьянчук родился в Балте Одесской области. Говорят, что первой его кличкой была «Рогуль». Но больше знают о том периоде жизни, когда Василий носил более интеллигентное прозвище – «Бухгалтер». На момент подписания прокурорского ордера Василий Марьянчук находился за границей, куда выехал в 1996 году после покушения на ???свою жизнь. В июне 1999 года против него было возбуждено уголовное дело по обвинению в бандитизме. Марьянчука объявили в международный розыск и с помощью Интерпола установили местонахождение – Венгрия. При попытке пересечь венгерско-австрийскую границу 28 августа он был задержан с поддельными документами. По одной информации, экстрадиция состоялась в 1999 году, по другой – марте 2000. Спецоперацию по доставке Марьянчука в Киев проводили сотрудники республиканского УБОП совместно с коллегами Одессы и Закарпатья. Операция хранилась в тайне. Говорят, местные преступные группировки выделили миллион долларов на проведение «контроперации»: либо не допустить передачи, добиться освобождения под залог, а в крайнем случае – убить.
По прибытии Марьянчука в Украину прокуратура Одесской области прекращает возбужденное в его отношении уголовное дело по всему объему обвинения с освобождением из-под стражи 28 февраля 2000 года. Но воли он не обрел. Главу группировки сразу же задержали, инкриминируя ему новые эпизоды. 17 октября 2000 года Марьянчуку было предъявлено окончательное обвинение. Как утверждает его адвокат, материалы дела строятся исключительно на показаниях другого обвиняемого – Рябошапки, а также на косвенных показаниях обвиняемого Якименко о том, что Марьянчук является организатором преступной группировки. (В дальнейшем, согласно приговору от 22 сентября 2004, суд признал невозможным использовать в качестве обвиняющих доказательств показания Рябошапки, учитывая, что тот умер, и это исключает возможность процессуальной проверки его слов.)
Свидетелей убирали по одному
Расследование деятельности Марьянчука обрастало новыми эпизодами, как снежный ком. 5 августа 2000 года из Одесского СИЗО СБУ бежал бывший капитан милиции Олег Якименко: во время прогулки воспользовался дверцей на вышку часового, которая почему-то была пуста, через нее прыгнул на забор прогулочного дворика, оттуда – на волю (говорят, что сейчас пуля его таки догнала, не известно только, чья).
В 2001 году в Житомирской тюрьме N8, захлебнувшись рвотными массами, умирает обвиняемый Рябошапка, тоже бывший сотрудник милиции. Оба были звеньевыми в банде Марьянчука и давали на него показания. В том же году, 4 июля, застрелена потерпевшая Володина, изобличавшая Марьянчука, следом почти пропал без вести свидетель Гусак. В декабре 2001 года застрелен адвокат Калиниченко, защищавший обвиняемого Бабия, дававшего показания на Марьянчука. 23 января 2002 года было совершено покушение на следователя Генпрокуратуры по особо важным делам Галину Климович, которую пытались взорвать. В феврале 2004 года на Климович готовилось новое покушение, которое удалось предотвратить путем задержания лиц, получивших заказ от звеньевого банды Марьянчука – Катановича (наша газета подробно рассказывала о судебном процессе над ним в связи с убийством гендиректора АРК «Антарктика» Валерия Кравченко.). В июне 2002 года был застрелен свидетель Пашин, за ним – свидетель Бирюч.
Больному не место на нарах?
По мнению некоторых достоверных источников, заключенный Марьянчук вызывает постоянную тревогу в довольно высоких эшелонах власти. Когда в 2002 году его с двумя подельниками перевели из СИЗО СБУ в следственный изолятор МВД, ряд экспертов не исключали возможности того, что арестованных могут устранить, поскольку некоторые высокопоставленные лица (и не только Одесского региона) не хотели, чтобы в контексте этого дела звучали их фамилии. А это было бы реально, дойди дело до суда. В последние годы стало очевидным, что подготавливается комбинация по освобождению Марьянчука. Адвокаты во весь голос кричат о нелепости и недоказуемости обвинений в его адрес, о нарушении законности при экстрадиции и предъявлении обвинения. Государственные же обвинители считают, что есть доказательная база в отношении преступлений Марьянчука, что изложено ими в кассационном представлении в Верховный суд.
По делу проведено две комиссионные судебно-медицинские экспертизы, которые пришли к выводу: нахождение Марьянчука в условиях следственного изолятора приведет к летальному исходу – врачи нашли онкозаболевание. Именно на этом основании суд выделил уголовное дело в отношении Марьянчука в отдельное производство, и он не пошел под суд вместе с остальными членами группировки. Но 22 мая 2005 года Одесским областным судом было таки рассмотрено дело в отношении Марьянчука. По состоянию здоровья меру пресечения изменили на подписку о невыезде. Знакомый сценарий? Но «Бухгалтера» на пороге свободы арестовали по другим эпизодам бандитизма.
На днях глава МВД Украины заявил о причастности банды Марьянчука к отравлению Виктора Ющенко в бытность его кандидатом в президенты Украины. При этом Юрий Луценко ссылался на записки, которые передавали на волю адвокаты, работавшие по делу. Действительно, в Одессе арестованы два адвоката, уличенные в передаче записок от арестованных на волю. Эти ли записки имел в виду министр? Ответ пока один: ведется следствие. Возможно, дело дойдет до суда. И по «делу «Бухгалтера» тоже...
Людмила Воронкова
[ОКНА, № 2 от 31 января 2006]