Боба
Валентина Голубовская
Много лет, гуляя со своим веселым и общительным спаниелем, я вблизи наблюдаю собачью жизнь. С опаской подальше увожу своего Юма от "крутых" ротвейлеров, а графически изысканные силуэты доберманов, напоминающие щегольскую выправку Штирлица, тоже вызывают желание обойти их стороной. На всякий случай. Горький опыт "общения" с такими собаками, к сожалению, у нас с Юмкой есть. Среди многочисленных обитателей нашей округи мне гораздо симпатичнее бездомные собаки (правда, когда они не сбиваются в яростные стаи, безобразные, как агрессивная человеческая толпа).
Среди моих уличных знакомцев есть собаки-флегматики, есть веселые сангвиники, не обращающие внимания "на трудности существования". Такими были два брата, один понурый, один веселый, с приветствием бежавший нам навстречу, казалось, с распростертыми собачьими объятьями. Когда он исчез, очевидно, подхваченный зловещей "будкой", его брат стал еще печальней, не брал еду, которую выносили сердобольные обитатели соседних домов, а потом и его не стало…
Как и в человеческом социуме, и среди собак есть настоящие придурки. Есть прагматики, Был у нас такой Арник, которого я встречала на Привозе, куда он ездил 10-м трамваем, чтобы полакомиться в мясном корпусе. Но среди многих собачьих историй я с особым удовольствием вспоми-
наю историю про Бобу.
У наших друзей Наташи Барышевой и ее мужа Вити Реброва прежде всегда были породистые собаки, с богатой родословной, собаки, которые как будто только что покинули палату лордов. Но шли годы, и больше собак в их доме не было.
И вдруг однажды, придя в гости, мы увидели в большой гостиной рядом с роялем коренастую низкорослую собаку — с белой шерстью, дворняжку из дворняжек, из тех, кого зовут бобиками. Боба, а его так и назвали, внимательно посмотрел на нас, тактично выдержал наши недоуменные возгласы по поводу своей неказистости и с обидой, но сохраняя достоинство, покинул гостиную.
Выяснилось, что Боба приходит к ним в гости. Наташа и Витя не только талантливы каждый в своем искусстве, но и гостеприимные, отзывчивые люди.
Однажды за Витей увязалась на улице собака, вошла с ним в парадное, поднялась на третий этаж старинного дома, и Витя жестом радушного хозяина распахнул перед ней дверь. Это был Боба. Он с благодарностью съел угощение, отогрелся, но через час подошел к двери, всем своим видом показывая, что не хочет быть Каменным гостем.
Так Боба стал регулярно приходить в гости, причем, обычно днем, задерживаясь на час, после чего непременно уходил. Заинтригованный Витя решил посмотреть, куда же уходит Боба после часового пребывания в их доме. Стараясь быть незаметным для Бобы, идя следом за ним, Витя выяснил, что уверенной походкой Боба отправляется к единственному в те времена мясному магазину (не жившие в советские времена не могут себе это представить!) на Ришельевской, тогда еще Ленина. Магазин работает, и Боба при нем, позволяя себе отлучку в обеденный перерыв.
Боба появлялся на Екатерининской, где живут наши друзья, регулярно. Через день. Однажды Боба пришел не один, а с дамой, под стать ему, такой же дворняжкой. Очевидно, по дороге Боба объяснил своей спутнице, что они идут в интеллигентный дом, рассказал все, что знал, о хороших манерах. И подружка очень старалась, чтобы белая мордочка Бобы не покраснела от неловкости и стыда из-за ее невоспитанности.
Боба продолжал приходить в теплый гостеприимный дом, был деликатен и независим. Подолгу не задерживался, приходил обычно через день.
Однажды Наташа увидела Бобу, сопровождавшего какую-то даму. Удивившись, Наташа окликнула своего знакомца, тот оглянулся, остановился в смущении, поглядывая на Наташу и на даму, с которой шел.
Наташа осторожно попыталась выяснить, не Бобина ли хозяйка эта незнакомая женщина. "Нет, — ответила спутница Бобы. — Просто он приходит к нам отогреться и поесть, но почему-то непременно через день. Иногда приводит с собой другую собачку".
Так окончательно выявились сложные расчеты находчивого и деликатного Бобы, не желавшего стать обузой для одной семьи. Осталось неизвестным, как он вел свой дневник и откуда ему был знаком календарь?!
P.S. Недавно, позвонив Наташе и Вите, я узнала счастливое продолжение истории моего героя. Дожив до почтенных седин, Боба отошел от своей трудовой деятельности. Он теперь живет на Пушкинской, у доброй женщины, где воспитывает по-стариковски молодых собак и кошек. Наши друзья его навещают с гостинцами. А вечерами, как сказала мне Катюша Реброва, Боба непременно прогуливается по Дерибасовской. Наверное, вспоминает свою бурную молодость!