Умная живопись Стаса Жалобнюка
Евгений Голубовский
Всемирный клуб одесситов показал любителям искусства выставку натюрмортов одесского художника Стаса Жалобнюка, которую он иронически, аппелируя к нашему знанию мировой культуры, назвал «Цветы зАла». Да-да, это не бодлеровские «Цветы зла» с их гашишными миражами и чувственной символикой, это, скорее, ностальгия по великой культуре, по подлинной живописи, которая еще на нашей памяти была рядом, но вдруг подверглась тотальному осмеянию и разрушению.
Второй раз показывает Стас Жалобнюк выставку своих работ в зале клуба. Год назад, в июле 2009-го, это были живописные впечатления от пленэра в Австрии, Италии и, конечно, Одессе. И та прошлогодняя, и нынешняя выставки – это торжество подлинной живописи. Когда-то, в двадцатые годы, Виктор Шкловский ввел в литературу понятие «гамбургский счет», объясняя, что обычно на соревнованиях все места распределены, и только раз в году в Гамбург съезжались тяжелоатлеты и без публики, без посторонних, выясняли, кто чего стоит. Убежден, что по «гамбургскому счету» этой выставкой С. Жалобнюк подтвердил, что он не только современно мыслящий, легко выстраивающий концепции, но и настоящий живописец, ощущающий, что за ним традиция в сотни лет, что натюрморты «малых голландцев» семнадцатого века были прекрасны и натюрморты французов в начале века двадцатого – завораживающе привлекательны. А поэтому – есть с кем вступать в живописный диалог.
Стасу Жалобнюку 34 года. В советские времена до 35 лет художников числили «молодыми». Думаю, такие поблажки Жалобнюку не нужны. Ко времени окончания Одесского художественного училища он уже был участником многих, в том числе зарубежных, выставок. Его школа – это не столько училищные студии, сколько самостоятельное осмысление художественного опыта таких разных мастеров, как Юрий Егоров и Валентин Хрущ. Только пройдя этот этап – это и было ученичество – он ощутил в себя в мейнстриме одесской живописной школы. И для Жалобнюка это очень значимо, так как традиция для него – не пустой звук, а живая, кровная связь с вечным искусством.
Этот художник любит сложную гамму, где чернота не поглощает предметы, а обтекает их, где форма вещей выявлена цветом, где фактура может быть усложнена аппликацией, где слой за слоем прочитываются попытки усмирить холст. Вот такие натюрморты доминировали на выставке в клубе. Но чтобы дать зрителю, точнее, зрительскому глазу, отдохнуть от напряженной энергии своих холстов, он представил три картины, написанные в розарии. Импровизации на пленэре, где солнечный свет, зелень листьев, очарование свежих роз предлагали новую гармонию. И давали новые возможности живописцу.
Хотелось бы ввести в искусствоведение новое понятие: «умная живопись». Что-то сродни нанотехнологиям в науке. Умные художники пишут умные картины. Для мыслящих и тонко чувствующих зрителей. К счастью, и такие художники, и такие зрители, и даже коллекционеры – есть. В этом убеждает выставка Стаса Жалобнюка.
Не очень прилично повторять кого-то, но, думаю, самого себя повторить позволительно. Года два назад я написал: «Искусство не азартная игра, здесь нет букмекеров. Но если бы существовали, я сказал бы, что из художников, вошедших в одесскую художественную школу в ХХI веке, я «ставлю на Жалобнюка». Прошли два года. Рад, что могу повторить эти строки.
Работы Стаса Жалобнюка