Как в ересь, в немыслимую простоту…
Евгений Голубовский
В альбом «Художники Одессы», изданный в 2006 году, все члены Одесской областной организации Союза художников Украины представили по одной работе, – думается, наиболее значимой для них в тот период.
Василий Гончаров предложил картину «Композиция №5» – изысканную по цвету лирическую абстракцию. Уверен, выбор был правильным. Весь творческий путь художника, которому в этом году исполнилось 60 лет, и эмоционально, и логически привел его к отказу от многословности, к минимализму как художественному приему, а главное – к высокой простоте. Как тут не вспомнить строки Бориса Пастернака: «Нельзя не впасть к концу, как в ересь, в немыслимую простоту».
Путь Василия Гончарова в искусство складывался так же, как у многих его сверстников. Одесское художественное училище, которое дало не только понимание профессии, но и уроки общения и с преподавателями (Орест Слешинский, Адольф Лоза), и с однокурсниками (Сергей Савченко, Александр Стовбур). Армия, прервавшая годы учебы. Украинский полиграфический институт имени Ивана Федорова…
Гончаров мог бы остаться профессиональным графиком. Им оформлены поэтические сборники (Станислав Стриженюк), он работал в газете «Слово». Кстати, именно там я увидел первую персональную выставку Василия Гончарова, уже тогда предвещавшую, что «роман с графикой» окажется мимолетным: даже в тех небольших графических работах ощущалась живописность, желание вынести свои поиски на большой холст.
В мастерской Василия Гончарова висит небольшой этюд времен его учебы в художественном училище. Пейзаж, в котором уже угадывается путь развития мастера. Он очень лаконичен. В нем есть уже то, что сейчас называют минимализмом – и в живописи, и в литературе.
Несколько серий пейзажей Василия Гончарова: Седнев, где он работал вместе с Игорем Марковским, Гурзуф, не подавивший его своей экзотикой. Предельно обобщенные композиции. Тонкая нюансировка цвета. Лирическое волнение, владеющее художником, порождает не экспрессию на холсте, а сдержанность и изысканность. И поэтому работы вдвойне убедительны. Не знаю, сколько дней, месяцев работал над ними художник в мастерской (это не пленэрные этюды, а композиционно завершенные картины), но во всех этих пейзажах есть высокое чувство безупречной «сделанности» работы.
Кстати, и в гурзуфских, и в одесских пейзажах Гончаров пишет море в контражуре. Естественно, он помнит море Юрия Егорова, этот опыт есть у него, но он находит свой изобразительный язык, свою стилистику, чтобы показать это теплое, влекущее, многоцветное море.
Одесская художественная школа (при всей ее разноплановости) цельна тем, что не забывает уроки своих предшественников и – что бывает реже, но в Одессе стало правилом – уроки коллег. В пейзажах Василия Гончарова я вижу уроки Валентина Алтанца, да и всей группы «Човен», куда равноправным членом входит В. Гончаров.
В последние годы художник приходит к синтезу своих исканий. Обобщенность – так уж до предела! И при этом – не взрыв эмоций, что характерно для экспрессионистической абстракции, а нежность, задумчивость, миросозерцание, ведущие к лирической абстракции.
Гончаров погружен, как в медитацию, в модуляции серых тонов (вроде бы не характерных для Одессы – если, конечно, забыть об одесских туманах), освещая их яркими вспышками белого, иногда нежно-зеленого и пронзая пространство структурой, выводя зрителя из хаоса к осознанию прочности мироздания. Все его композиции – это одновременно абстрактная и фигуративная живопись, так как за первыми абстрактными впечатлениями следуют видения второго плана. И вот тут осознаешь, что у настоящей живописи есть бездонная глубина. И насколько глубоко ты ее воспринимаешь, зависит от богатства твоего внутреннего мира, глубины твоих ассоциаций. Вглядываешься в сложные пересечения плоскостей в абстрактных картинах Василия Гончарова и ощущаешь, что лирическая живопись хрупка, как любовь. И нужно быть подлинным мастером, чтобы не разрушить ее очарование.
Казалось бы, ясный, осознанный путь – от реалистических этюдов времен училища до абстрактных композиций последних лет. Но, к счастью, настоящее искусство не укладывается в прокрустово ложе схем. И сейчас на мольберте Василия Гончарова – тонкий зимний пейзаж, а чуть раньше была завершена композиция – ночные огни зимнего города. Прекрасные холсты, где итожится и собственный опыт работы над абстракцией, собственный опыт создания новой реальности, а не слепого копирования природы.
Настоящее искусство непредсказуемо. В этом еще раз убеждает творчество Василия Гончарова, артдиректора журнала «Фаворит удачи» (как видите, и полиграфическое образование оказалось востребованным), мастера, чьи работы есть в Музее современного искусства Одессы, в частных коллекциях Украины и зарубежья.
P.S.Василий Емельянович Гончаров стоял у истоков создания журнала «Фаворита удачи» и вот уже третий год является его арт-директором. Ежедневная работа над журналом, как и нелегкие обязанности заместителя председателя Одесского отделения Союза художников Украины, отнимают у него большую часть времени и сил. И все же тяга к творчеству сильнее всех капканов повседневности…
Работы Василия Емельяновича Гончарова