"Кирсанов до Кирсанова"
Мария Гудыма
Книга под таким названием выпущена одесским издательством "Зодиак" коллекционным тиражом в сотню экземпляров. На состоявшейся во Всемирном клубе одесситов презентации издания, изящно оформленного графикой Светланы Юсим, много говорилось о том, как важно сохранить каждую строчку из наследия поэта.
В книге впервые публикуются стихи Семена Кирсанова, написанные им в Одессе в период с 1916 по 1922 год. "Я одинаков и средь сел, и средь балов", - трудно поверить, что это написал десятилетний ребенок...
А через год тот же автор не без кокетства уже приходит к такому выводу:
"Писать стихи такая скука!
Марать бесцельно что-нибудь.
Ах, Б-же, Б-же, что за мука
Бросать остроты прямо в грудь!"...
Составители сборника, сотрудник Литературного музея Алена Яворская и вице-президент Всемирного клуба одесситов Евгений Голубовский, признались, что расшифровывали фантастически трудный почерк юного поэта, разбирая тетрадки из музейного собрания. Усилия, приложенные составителями, трудно переоценить.
Перед взглядом читателя проходит череда совсем не робких, даже довольно смелых стихотворных опытов раннего Кирсанова, иногда еще Кортчика, ведь псевдоним поэт окончательно выбрал в возрасте двенадцати лет. Очевидно, слыша от родителей рассказы о еврейских погромах, о сионизме, о Палестине, ряд стихотворений Кирсанов посвятил возможности создания Государства Израиль. Так, в начале 1918 года он писал:
"Им страшно смотреть, как мы все оживаем,
Им страшно, что будет Израиль опять,
Им страшно, что счастия мы ожидаем,
Что счастья не будем теперь тщетно ждать!".
Авангардные стихотворческие опыты молодого Кирсанова нашли отражение в творчестве и воспоминаниях Андрея Вознесенского, Евгения Евтушенко, Василия Аксенова. Эти выдающиеся литераторы оценили поэта гораздо выше автора известной эпиграммы: "У Кирсанова три качества - трюкачество, трюкачество и трюкачество"... В контексте литературы двадцатого века наследие Семена Кирсанова в целом занимает подобающее место. А для одесситов поэт остается, прежде всего, автором стихотворения-песни "У Черного моря" (текст воспроизведен в предисловии к книге). С музыкой Модеста Табачникова и в исполнении Леонида Утесова эта песня стала настоящим шлягером.
На следующий день после презентации книги "Кирсанов до Кирсанова" в том же Всемирном клубе одесситов проходил вечер памяти Утесова, в программе которого звучала в записи и песня "У Черного моря". По символическому совпадению, именно в этот вечер со дня рождения Кирсанова исполнился 101 год...
Мария Гудыма