colontitle

Николаевский бульвар

(комментарии Александра Дорошенко)

Николаевский бульварЗдание старой Биржи в основе есть творение Джакомо Кваренги, его Александровский в Царском Селе дворец. Ф.К. Боффо использовал этот проект, когда, в 1829-1834 годах, поставил в самом торце Бульвара свою и нашу Биржу. К основному залу с полукруглой ротондой примыкают два далеко вынесенных в сторону Бульвара крыла, --- руками, протянутыми для объятия, обращен к нам дворец Думы, и соединены эти руки двойной, коринфского ордера, прозрачной колоннадой. Эти крылья, соответственно рисунку холма, имеют разную длину и ближнее к откосу длиннее. Внутри, за колоннами, был дворик, раскрытый к Бульвару. А торцы крыльев смотрели на Бульвар громадными полукруглыми окнами, это видно на гравюре. Тяжелая закрытая полуротонда в шесть грузных колонн на высоком цоколе спряталась во внутреннем торцевом дворике. Очаровательной легкости лесенка, обтекая контур ротонды, ведет на ее площадку --- и странное несоответствие звучит в музыкальном мотиве этой легкомысленной лесенки органным фугам Баха (в коротком парике, основательной плотности фигуры, в серьезности отношения к делу …) грузной, канцелярского назначения, ротонды. Ф.О Моранди в 1871-1873 перестроил здание Биржи, заложил внутренний ряд колонн и на месте открытого дворика устроил просторный крытый вестибюль с антресолями и лестницами. А на месте арочных окон сделал ниши, где поставил Меркурия и Цереру. Над колоннадой поместили скульптурную группу, символизирующую времена суток. И здание Биржи стало соответствовать городской среде обитания.

Так это досталось нам. Задуманное для открытых и широких пространств Царскосельского парка, легкое здание дворца стало на краю Карантинной балки, в самом торце Бульвара, в самом начале жизни каждого из нас!

Оно, здание Биржи, трехлико, --- легкости и очаровательной стройности к Бульвару (если вырасти и взять палочку дирижера и провести ею по стволам колонн, --- они заиграют веселую и тихо смеющуюся мелодию …), парадной основательности к думской площади (это выход к народу, к общению и приветствиям …) и тяжеловесной канцелярской скуки к внутреннему саду (подняться по лестнице, поклониться, протянуть бумагу на подпись …). От угла его двух сторон разбегаются две лучшие в мире улицы --- Бульвар и Пушкинская.

Боковая сторона дворца резко отлична от парадного портика, спокойствием, основательностью и исходящей от ее стен тишиной и прохладой в самый жаркий полдень и величавые платаны кажутся специально задуманными вместе и неразрывно со зданием. Здесь был когда-то вынесенный в пространство площади высокий навес над входом, на стройных колонках и с чугунной вязью литого козырька. Глубокий в четыре-пять метров ров проведен вдоль основания этой стороны дворца, в нем высокие окна подвалов и наклон внешней стены рва дает им свет.

(Там во рву живет кошка и растит котят. Сами котята выбраться наверх никак не могут, но мама-кошка стрелой взлетит по отвесной лестнице сваренной из тонкого прута, если вы ей принесете чего-нибудь поесть. … Попробуйте, и вы поразитесь --- в цирке такого не увидеть! Такой глубокий ров был когда-то в Вавилоне и воспитывались в нем львы. … Когда эти котята --- рыжий черный и рыжий --- подрастут, опасно станет ходить вечерами на Думскую площадь!).