colontitle

Эх, джаз, еще джаз…

Диана Константинова

Заметна даже одна минута в жизни. Мы частенько лукавим, называя любые отрезки прошедшего времени пролетевшими. За легкостью полета стоит огромный труд. А также настойчивость и божье благословение. Десять лет назад Михаил Фрейдлин и Юрий Кузнецов, конечно, предполагали, что проект под пестрым название «Джаз-Карнавал в Одессе» – надолго. Но снова и снова, открывая год за годом очередные джазовые форумы, сами искренне удивлялись тому, что проект живет полноценной жизнью, а одесситы с нетерпением ожидают сентябрьских вечеров в предвкушении праздника музыки.

Десятый, юбилейный «Джаз-карнавал» вновь вернулся на подмостки Украинского театра, в котором акустика позволяет слышать со сцены не только звуки музыки, но и стук сердца джазменов.

В этом году организаторы карнавала, в лице бессменных Михаила Фрейдлина, Юрия Кузнецова, Натальи Эртновой, Екатерины Мальцевой и многих других, не просто удивили взыскательную публику… Временами праздник превращался в единый всеобщий шокирующий восторг.

Но – обо всем по порядку.

День первый

В этом году карнавал решено было вести в дуэте. Прекрасные Елены – Шевченко и Ханга – блистали своим профессионализмом.

Вовремя найденное слово, масса информации, которая неизменно подавалась в лайт-форме, светские диалоги двух красавиц… да мало ли что еще отметили про себя слушатели… Но только вот с такой неожиданной звездной подачи и мог состояться десятый фейерверк звезд мирового джаза.

Открывали фестиваль одесситы. Молодежный биг-бенд под управлением мэтра джаза Николая Голощапова играючи заполнил пространство зала хорусами и соло. Слаженно, динамично. Только что после ростовского джаз-фестиваля – как говорится, с корабля на бал. Бал удался. Новые композиции соседствовали с эври-грин. А Тамара Лукашева, которая уже начинает переростать родные пенаты (в этом году ее приняли сразу в четыре немецкие консерватории и теперь ей предстоит сделать нелегкий выбор) порадовала сочетанием мудрого сдержанного вокала, узнаваемой, индивидуальной манерой и… прекрасным сценическим нарядом. К слову, во втором отделении программы первого дня она выступила в лирическом джазовом диалоге с непревзойденным мастером спонтанной импровизации Юрием Кузнецовым.

  

Обрусевшие романсом «Гори, гори, моя звезда…» джазовые эмоции навеяли чувство гордости за «своих» перед всеми гостями.

Коллектив Одесской музыкальной академии под руководством талантливейшей виброфонистки Анны Рало, в состав которого входят инструменты, на первый взгляд неожиданные по звуковой совместимости, удивил профессионализмом и мелодичностью.

Вообще нужно отметить, что «десятый» знал, чем брать! Сочетание инструментов во многих коллективах приводило в трепет. Звуковые вибрации вроде бы знакомых звучаний в компании иных посылов – просто завораживали. И такой еще недавно почти не модный народный инструмент, как баян (в данном случае – пятирядный) был дважды представлен джазменами на форуме. А ведь звучание его такое родное…

 

Завершал первый день уникальный Иерусалимский юношеский биг-бенд, под управлением – ну, конечно же, одессита – Евгения Клеймана. «Наш человек», который, когда-то пересекая Сабанеев мост шествовал в школу имени профессора Столярского, конечно, в глубине души знал, что станет звездой. Но думал ли он, что будет зажигать новые звезды… Мы в этом убедились. Компактные грамотные джазовые композиции с четко выверенными нюансами и эпизодами отрепетированных аккуратных соло – визитная карточка коллектива «Клейман-бенд», который с 1995 года, соблюдая возрастной ценз до восемнадцати, радует мир своим творчеством.

День второй

Публика в ожидании. Что же на этот раз в копилочку-то фестиваля пойдет? Удивить нас все сложнее и сложнее. Мы пресыщены пространством интернет-вседоступности. Но вот… Снова и снова при первых звуках живого исполнения теряем дар речи и превращаемся в сплошной слух.

Трио из Франции «Cie Trio D'en Bas». Уникальный сплав тончайшей эмоциональности вперемежку с дозированным баловством классических профессионалов. Пританцовывая, режиссируя на ходу, эта страстная троица (Арно Руане, Самуэль Бурилль и Йен Шейдт) нашла-таки подход к пытающейся быть сдержанной одесской публике. Восторг босоногих музыкантов «от кутюр» звенел возвратными аплодисментами.

  

Второе отделение дня наполнили звуками швейцарские джазмены – чуть сдержаннее, чуть завуалированнее, но все так же джазово ритмично и нескрываемо импровизационно. Иоганн Буркенез, Рафаэль Ортис, Сирил Бонди – классика жанра – бас, фортепиано, ударные.

Новое прочтение привычных созвучий.

На десерт второго дня – изумительный ударник, виртуоз барабанного смешения, маститый пульс многих известных мировых исполнителей Эл Фостер.

Он играл с легендарным Майлзом Дэвисом, Джо Хендерсоном, Веном Шортером, Джоном Скофилдом, Петом Маттини, Биллом Эвансом, Джорджем Бенсоном… вы это читайте и прокручивайте брендовые треки музыкантов, вспоминайте, что пристукивали в такт именно под его ритмические решетки. Вот и представьте, что звучало на сцене Одесского украинского в обрамлении контрабаса (Даг Уэйсе), фортепиано (Адам Бирнбаум) и саксофона (Эли Диджибри).

День третий

Любовь к музыке… Сегодня только любовь… Любовь… «Я люблю тебя…», – всем своим видом, каждым звуком, гибкостью движений говорит нам Сиенна Дален (Канада).

Поэтичный джаз, любовные повествования, шепот и стоны, отдельные глубокомысленные фразы, короткие взгляды блестящих глаз, бесконечная череда настроений. Любовь… Переборы пиано на белом рояле, длинными фразами на одном дыхании, заботливые вступления-прелюдии, связки, как протянутая в нужный момент рука (Мадс Берентцен, Дания)… Мягкий шепот акустического баса, вкрадчивые перины вибрирующего бархата, полуритмическая основа бытия (Кристор Бредсгаард, Дания). Некоторые счастливчики оставили это ощущение у себя навсегда, успев приобрести фирменный диск от магистра музыкальных наук Канады – милой Сиенны… Любовь длится вечно…

Не ожидая уже практически никакого всплеска эмоций (ну куда уж всем…), зал просто взорвался при первых же звуках магического сплава арабской и всех мировых культур воедино. «Тунифанк»…

Возвращение к древним инструментам, отдаленно напоминающим русские гусли, западноевропейскую лютню, а хотите – мандолину… Ударные, с урчанием и присапыванием (вспоминаем кобзу) – и все тот же баян. Что было? Этого не передать! Это надо было слушать, жадно впитывая всю страстность арабских ритмов с балканским привкусом, смешение размеров и рисунков, визуализацию весеннего потока. И всю эту причудливую и диковинную вязь вдохновляют два брата – Амин и Хамза Мраихи. А помогают им воплотить свои замыслы в жизнь Лешек Лешневски (флейта, саксофон), Куба Метла (баян), Миколай Блайда (бас), Фредрик Гилле (ударные). Аплодировать стоя – иначе невозможно! Подпевать и не отпускать со сцены! Браво! Бис!

 

На закуску прекрасного десятого – невообразимая легкость… Или нам это просто показалось? Квартет из Австрии. Его позиционировали как «цыганский джаз». Два гитариста. Ударник и контрабас. Неутомимые тремоло, импровизационные сверхзвуковые кружева, подзадоривающие озорные выкрики… И откуда у всех в зале еще силы брались на такую яркую реакцию! Вот уж устроители постарались, так постарались. От того, как выстроена программа, зависит очень многое... Дозировка всплесков, темпов. Гарри Стойка, Клаудиус Елинек, Йоши Шеебергер, Хаймо Видерхофер…

Гарри принадлежит к огромному цыганскому роду Ловара. Вот вам и цыганский джаз!

Итак, резюме. Планка все выше и выше. Десятый джаз-карнавал в Одессе состоялся с большой буквы. Так держать, устроители! А мы с надеждой дождемся следующего джазового сентября...