colontitle

Творцу «Науки побеждать»

Виктор Корченов

Виктор КорченовВиктор Корченов...Памятная медаль из светлой бронзы. На ее лицевой стороне - изображение конной статуи А.В. Суворова на высоком пьедестале и надпись по кругу: «В честь открытия памятника графу Александру Васильевичу Суворову-Рымникскому на поле сражения под Рымником, 1789-1913». На обратной стороне - обрамленный лавровыми и дубовыми ветками варяжский щит, аналогичный помещенному на самом монументе. Надпись на щите гласит: «Повелением Государя Императора Николая II, самодержца Всероссийского, сооружен в лето 1913». По кругу мелким шрифтом выбито: «Создал и соорудил художник-скульптор Б.В. Эдуардс из г. Одессы». Все надписи выполнены на русском и румынском языках.

Рассматривая медаль, невольно вспоминаешь памятник великому русскому полководцу в Измаиле, а также выпускавшиеся в 30-х годах предыдущего столетия фотооткрытки, на которых точно такая же конная статуя запечатлена на фоне здания Одесского Народного художественного музея, бывшего дворца Потоцкого.

Рымник, Одесса, Измаил... Какая же все-таки связь между этими тремя монументами?

В октябре 1909 года членами Одесского отдела Императорского Русского Военно-Исторического общества, среди которых находился и скульптор Б.В. Эдуардс, была организована поездка в Румынию для ознакомления с театром минувших сражений. Там, в районе небольшой реки Рымник, у села Тыргу-Кукули, 11 сентября 1789 года соединенные двадцатипятитысячные русско-австрийские войска (русских - 7 тысяч, австрийцев - 18 тысяч) под командованием А.В. Суворова одержали решительную победу над стотысячной турецкой армией. За это сражение выдающийся полководец был возведен в графское достоинство и стал именоваться Рымникским.

«В честь открытия памятника графу Александру Васильевичу Суворову-Рымникскому на поле сражения под Рымником, 1789-1913» «Повелением Государя Императора Николая II, самодержца Всероссийского, сооружен в лето 1913». «Создал и соорудил художник-скульптор Б.В. Эдуардс из г. Одессы»

«В честь открытия памятника графу Александру Васильевичу Суворову-Рымникскому на поле сражения под Рымником, 1789-1913»«В честь открытия памятника графу Александру Васильевичу Суворову-Рымникскому на поле сражения под Рымником, 1789-1913»«Повелением Государя Императора Николая II, самодержца Всероссийского, сооружен в лето 1913». «Создал и соорудил художник-скульптор Б.В. Эдуардс из г. Одессы»«Повелением Государя Императора Николая II, самодержца Всероссийского, сооружен в лето 1913». «Создал и соорудил художник-скульптор Б.В. Эдуардс из г. Одессы»

И вот спустя 120 лет впервые высказывается предложение о необходимости создания монумента на Рымникском поле. Осуществить эту идею поручают Эдуардсу. Уже тогда он был широко известен не только как ваятель многочисленных мраморных скульптур, но и как признанный автор памятников Суворову в Очакове, инженеру и археологу А.Н. Полю в Кривом Роге, Пушкину и Гоголю в Харькове, доктору Андреевскому и Екатерине II в Одессе. Им были отлиты бронзовые скульптурные украшения для музея Севастопольской обороны, гробниц адмиралов Лазарева, Нахимова, Корнилова и Истомина во Владимирском соборе и многие другие. Его мастерская, существовавшая с 1883 года и помещавшаяся в собственном доме по Софиевскому переулку 3, являлась одновременно и цехом, где скульптор проектировал, лепил и отливал из бронзы свои произведения. 21 ноября 1909 года Эдуардс телеграфирует в Ливадию генерал-лейтенанту Мосолову, стоявшему во главе ведомства по приему прошений и неизменно сопровождавшему царя во всех его путешествиях, испрашивая разрешение представить «на высочайшее благовозрение» проект памятника Суворову в Рымнике. 3 декабря проект был одобрен, и скульптор приступает к изготовлению модели, которая в ноябре следующего года утверждается царем, но при условии замены кавалерийского коня на коня донской казачьей породы. Спустя месяц военное ведомство разрешает отпустить Эдуардсу для памятника «лом латуни от ружейных и револьверных гильз в количестве 4920 пудов из Кременчугского артиллерийского склада».

Торжественная закладка монумента состоялась 26 мая 1911 года в празднично декорированной тропическими растениями мастерской скульптора. Праздничное убранство являлось как бы общим фоном для выставленных здесь эскизов, моделей и приготовленного уже каркаса будущей статуи. На торжествах был зачитан текст металлической закладной доски, которую предстояло замуровать в фундамент. Заканчивался он обращением к грядущим поколениям: «Да послужит сей монумент в назидание потомству о славных подвигах русской рати. Пусть навеки красуется великий вождь русской армии на поле битвы, политом кровью русских чудо-богатырей».

6 ноября 1913 года на Рымникском поле сражения в присутствии румынских властей и депутаций от русской армии состоялось торжественное открытие памятника. Установленный на высоком холме, он прекрасно обозревался со стороны проходившей невдалеке железной дороги, напоминая о героическом прошлом великого полководца, покрывшего громкой славой русское имя далеко за пределами его родины. Суворов запечатлен привставшим на стременах своего осаженного дончака в тот решающий момент боя, когда взмахом руки с зажатой треуголкой он подает коннице знак к последней атаке на засевшего в окопах неприятеля.

В середине 30-х годов памятник А.В.Суворову работы Бориса Васильевича Эдуардса поставили на газоне перед портиком одесского Художественного музея. 6 ноября 1913 года на Рымникском поле сражения в присутствии румынских властей и депутаций от русской армии в торжественной обстановке открыли памятник А.В.Суворову работы Бориса Васильевича Эдуардса.

В середине 30-х годов памятник А.В.Суворову работы Бориса Васильевича Эдуардса поставили на газоне перед портиком одесского Художественного музея.В середине 30-х годов памятник А.В.Суворову работы Бориса Васильевича Эдуардса поставили на газоне перед портиком одесского Художественного музея.6 ноября 1913 года на Рымникском поле сражения в присутствии румынских властей и депутаций от русской армии в торжественной обстановке открыли памятник А.В.Суворову работы Бориса Васильевича Эдуардса.6 ноября 1913 года на Рымникском поле сражения в присутствии румынских властей и депутаций от русской армии в торжественной обстановке открыли памятник А.В.Суворову работы Бориса Васильевича Эдуардса.Конная статуя была установлена на высоком пьедестале из красного финского гранита. Его боковые грани украшали бронзовые барельефы, изображавшие различные моменты кавалерийской и пехотной атаки. На передней грани пьедестала, выше варяжского щита, был высечен крест, задуманный как вечное напоминание об установленном сразу после победы над турками деревянном кресте - самом первом и самом незатейливом памятнике русским воинам на румынской земле. Сзади была установлена бронзовая доска с перечислением суворовских полков, участвовавших в сражении.

Рымникский памятник был высоко оценен специалистами. Скульптор получил множество поздравлений, в том числе и такую телеграмму: «Радуюсь заслуженному успеху доблестного художника. Илья Репин». В честь открытия монумента была выбита памятная медаль, также выполненная по рисункам Эдуардса. (Незадолго перед открытием конной статуи, в ответ на рассылаемые скульптором фотографии и медали с изображением памятника, в одном из отзывов говорилось: «Глубокоуважаемый Борис Васильевич! Сегодня получил присланные Вами фотографические снимки сооруженного в Рымнике памятника генералиссимусу Суворову и высокохудожественную настольную медаль, исполненную Вами в память означенного события...». Именно этот документ и дает основание считать ваятеля автором медали. Отчеканена она была за границей, вероятно, в Англии). Но памятнику, к сожалению, была предначертана печальная участь.

Через восемь месяцев началась Первая мировая война, во время которой его демонтировали и вывезли. Однако творение художника осталось жить в других воплощениях. Вскоре после открытия монумента в Рымнике Эдуардс приступает к работам по увековечению памяти полководца в городе Измаиле. Конную статую он собирался оставить без изменений. Лишь боковые барельефы должны были отображать различные эпизоды штурма Измаильской крепости.

Торжественная закладка второго памятника состоялась в Измаиле на Соборной площади 15 июня 1914 года, ровно за месяц до того, как Австро-Венгрия объявила Сербии войну. Военные действия и последовавшая за ними оккупация Бесарабии помешали осуществлению замысла. Году в 1919-м Эдуардс уехал за границу, а полностью готовая скульптура осталась в Софиевском переулке, о чем напоминает мало кому понятные теперь строки в «Записных книжках» Ильи Ильфа, который жил в то время неподалеку на Софиевской улице: «Во дворе была когда-то скульптурная мастерская. И до сих пор стоит посреди жилтоварищеского дома конная статуя Суворова...».Так и простояла там полностью готовая скульптура до середины 30-х годов, пока не была поставлена на газоне перед портиком одесского Художественного музея на обыкновенных деревянных подкладках.

В 1945 году по постановлению Совнаркома Украины конная статуя была перевезена в Измаил и установлена на центральном проспекте, носящем имя великого русского полководца.

Фельдмаршалу и генералиссимусу Суворову, творцу классической «Науки побеждать», в 1954 году в городе Тульчине Винницкой области был воздвигнут еще один памятник. Его скульптурная часть - точная копия выполненной академиком Эдуардсом конной статуи - вершины творчества большого мастера. Этот памятник стал своего рода эмблемой живописного городка и в таком качестве был изображен на специально выпущенном почтовом конверте.