«Сказочный фонтан» в Одессе
Ева Краснова
Анатолий Дроздовский
Фонтаны в нашем городе появились сразу после открытия водопровода в 1874 году. Торжественный приход днестровской воды в город был обставлен открытием на Соборной площади первого фонтана. По замыслу городских властей, в течение нескольких лет в городе были обустроены незамысловатые фонтаны на больших площадях, в парках и скверах, перед входом в некоторые храмы. Они давали живительную влагу в знойные летние дни, приносили успокоение и наслаждение одесситам.
Причем поначалу жители города, не избалованные обилием пресной воды, норовили набрать побольше бесплатной питьевой воды для своих нужд. Руководству города пришлось даже выпустить специальный указ о том, что из фонтанов дозволяется отбирать воду только небольшими емкостями.
Подробно одесские фонтаны мы показывали в альбоме «Старая Одесса. Торговля и промышленность».
К фонтанам постепенно привыкли, их стали устанавливать на собственных фешенебельных дачах одесские богачи. Изысканные скульптурные фонтаны покупались в Европе, в том числе во время проведения престижных Парижских художественных салонов. На художественном салоне в Париже в 1904 году молодым французским скульптором Максом Блонда (Max Blondat) (1872-1925) был представлен фонтан «Молодость» («Jeunesses»), выполненный в мраморе. Выставленная на обозрение публики скульптурная группа пользовалась небывалым успехом: за право купить ее боролись представители нескольких городов из разных стран. Это неудивительно, так как многочисленные работы скульптора пользовались, и продолжают пользоваться по сей день небывалой популярностью.
Скульптуры малых форм в стиле необарокко или модерн, изготовленные Блонда много лет назад из золоченой бронзы, фарфора, мрамора или других материалов представляют немалую ценность в наши дни, неизменно пользуются повышенным спросом на современных антикварных аукционах. Так, например, авторский гипсовый проект фонтана «Молодость» был продан на аукционе «Сотбис» в 2006 году за 9000 евро. Жизнерадостный сюжет «Дети и лягушки» («Молодость»), выполненный автором с большой любовью, был использован им не только для фонтана, но и для различных оригинальных бытовых предметов: фарфорового чернильного прибора, золотобронзовой пепельницы, статуэтки из дерева и бархата и т. п., сохранившихся до наших дней и успешно продающихся на всемирных антикварных аукционах.
В начале ХХ века Максу Блонда, чтобы удовлетворить всех желающих приобрести его «молодежный» фонтан, пришлось изготовить несколько авторских копий с незначительными различиями, выполненными, возможно, по желанию заказчиков. Различия касались количества лягушек, из пасти которых извергались изящные струйки воды, достающие до ножек трех девчушек, сидящих обнявшись на возвышении и склонившихся над небольшим прудом. Фигуры детей во всех известных нам фонтанах абсолютно идентичны.
Фонтаны-близнецы «Молодость» Макса Блонда в 1905-1907 годах поселились в Дижоне (Франция), Дюссельдорфе (Германия), Денвере (США), Цюрихе (Швейцария) и Одессе (Российская империя).
В нашей коллекции есть открытки и фотографии начала ХХ века с видами фонтанов в Дижоне, Дюссельдорфе и Одессе. На современных фотографиях Дижона видно, что фонтан по-прежнему установлен в центре города, на площади Дарси, окружен живописными цветочными клумбами и радует своей жизнеутверждающей силой местных жителей и гостей города. Во французском Дижоне его называют фонтаном молодости, как назвал его автор, или фонтаном с лягушками.
В Дюссельдорфе фонтан Блонда появился раньше других городов, в 1905 году, и был назван «Сказочным фонтаном» («Marchenbrunnen»). Скульптурная группа из очаровательных деток, разглядывающих лягушек в пруду, напомнила дюссельдорфцам сказку о лягушке, поэтому в Германии прижилось именно это название. Сказочный фонтан установили на почетном месте в старинном дворцовом парке (Hofgarten) – первом общественном парке Германии. Фонтан обнесли изящной решеткой, что не помешало озорным немецким мальчишкам отбивать время от времени мраморные детские пальчики. Накануне празднования 80-летия своего фонтана, в 1985 году, городские власти Дюссельдорфа перенесли мраморную скульптуру в музей, а в парке оставили бронзовую копию деток и лягушек, отбить от которых что-либо физически невозможно.
Живописный фонтан в дворцовом парке не раз рисовали художники, известно множество его фотоизображений разных времен. Некоторые сюжеты попадали на открытки, изданные солидными издательствами.
Интересно, что художественная открытка с репродукцией картины «Сказочного фонтана» в Дюссельдорфе, была отправлена летом 1910 года из Германии в Одессу, на Французский бульвар, Софии Баум, проживавшей на даче Биска. Небольшая по меркам этого фешенебельного дачного района территория, принадлежавшая семье известного на Юге России ювелира Акима Биска – отца известного поэта и переводчика Александра Биска, – имела номер 26 по Французскому бульвару и находилась примерно на месте нынешней территории ОНУ им. И.И. Мечникова.
Выбор открытки наводит на мысль о том, что фонтан находился в Одессе где-то поблизости от дачи А. Биска и был хорошо известен адресату, но подтверждений этой гипотезы (увы!) нет. В тексте открытки фонтан не упоминается, а речь идет о довольно крупной покупке за 2150 марок, осуществляемой в Германии неким господином Петровым по поручению госпожи С.А. Баум. Снимала ли эта дама дачу у семьи ювелира, или гостила у хозяев на правах родственницы или знакомой – нам неизвестно.
По сведениям авторитетного архитектора В. Трофименко, автора библиографического справочника «Зодчие Украины конца XVIII – середины XX века», скульптура-фонтан «Дети и лягушки» Макса Блонда была установлена на Театральной площади в Одессе в 1925 году. Дату подтверждают и некоторые путеводители по Одессе 1930-1940-х годов.
С этого времени фонтан стал достоянием всех одесситов, а не только нескольких обитателей некой элитной усадьбы. Скульптурную группу установили в центре большой и яркой клумбы, окружающей справа легендарный Городской театр – жемчужину мировой архитектуры.
На довоенных фотооткрытках хорошо виден замечательный фонтан на фоне театра. Мраморный фонтан привлек внимание французского журналиста еженедельника «День» Жоржа Сименона, побывавшего в Одессе летом 1933 года. Будущий автор замечательных психологических детективов, создатель образа комиссара Мегре, был отличным фотографом и сделал в нашем городе колоритные снимки. В его объектив попали нестандартные одесские виды: горожане на пляже в Аркадии; гостиница «Лондонская», где Сименон остановился, с портретом Сталина на фасаде; уличный чистильщик сапог и другие. Камерный фонтанчик с тонкой струей воды и улыбающимися милыми детскими мордашками занял свое место в ряду понравившихся французскому репортеру одесских достопримечательностей.
Фонтан с лягушками благополучно пережил войну и оккупацию, на фотографии начала 1960-х годов он утопает в клумбе из маргариток. Озорные одесские мальчишки, как и немецкие, во все времена отбивали пальчики у мраморных детишек. Причем их с завидным упорством приклеивали смотрители скульптуры.
Через много лет фонтан поменял дислокацию в пределах той же площади и был перемещен поближе к зданию Музея морского флота (бывшего Английского клуба), «перебежав» через дорожку между двумя старинными зданиями, ведущую на Думскую площадь и Приморский (Николаевский) бульвар.
На его месте у театра сейчас бесхитростный, но мощный фонтан со множеством струй, у которого любят фотографироваться гости города и свадебные пары. Фонтан «Дети и лягушка» в 2008 году взят городскими властями Одессы на специальный учет под охранным номером 405 как памятник монументального искусства.
Неувядающий успех камерного фонтана с лягушкой вызван, безусловно, особым шармом, заложенным скульптором Максом Блонда в свое творение. Хотелось бы, чтобы детки с лягушками, более 100 лет радующие глаз одесситов и гостей города, продолжали свое доброе дело еще много-много лет.