То, чего нет. утраченная архитектура Одессы
Ева Краснова
Анатолий Дроздовский
Многие исторически и архитектурно значимые здания Одессы остались только на старинных открытках, литографиях, фотографиях.
В начале ХХ века в ходе застройки дачи «Отрада» была снесена прекрасная арка, в гражданскую сгорела «холодная» синагога на Екатерининской, спилены на дрова дубовые опоры эстакады. В 30-е превращена в склад строительных материалов нарядная церковь при греческой богадельне в торце Удельного переулка вблизи Французского бульвара (в наши дни церковь восстановлена, но в измененном виде.) Была взорвана и пятикупольная Сретенская церковь на Новом базаре. А из камней Покровской церкви была сооружена школа № 119 (1-я гимназия). Пощаженная пожаром 1905 года Николаевская портовая церковь против Бульварной лестницы в самом начале Нового мола впоследствии безжалостно разрушена людьми... Из камней Архангело-Михайловской церкви на Маразлиевской улице были сооружены дома для работников ОГПУ.
Роковые 1930-е не пощадили и место упокоения двухсот тысяч одесситов всех национальностей на первом кладбище. Церковь Всех Святых на православном участке постигла та же участь, что и молельню на магометанском, и еврейский ритуальный зал. Не пощадили власти и памятник похороненному на этом кладбище герою Шипки генерал-адъютанту Ф.Ф. Радецкому. В конце 1970-х годов снесли второе еврейское кладбище на Люстдорфской дороге. Вскоре оказалось, что вместе с воротами кладбища исчезло мемориальное место расстрела в 1919 году французской коммунистки Жанны Лябурб и ее товарищей. Пришлось восстанавливать… Лишился навершия в виде шапки Мономаха и мемориальной доски, посвященной императору Александру II, памятник – колонна в честь основания Александровского парка (теперь парк имени Т.Г.Шевченко). Рядом с ним был установлен в 1954 году в честь 300-летия воссоединения Украины с Россией памятник Богдану Хмельницкому, бесследно исчезнувший через несколько лет.
Не дожила до своего 100-летия церковь во имя святых апостолов Петра и Павла на Внешнем бульваре (улице Мечникова), против улицы Гулевой (Льва Толстого). Совсем недолго украшал Молдаванку новый костел во имя Святого Климента на углу Балковской и Выгонной (Заньковецкой) улиц. На его месте выстроен жилой дом. Чуть дольше костела суждено было украшать город нарядной церкви во имя Вознесения Господня на пересечении улиц Старопортофранковской, Внешней, Колонтаевской и Тираспольской. После уничтожения здания на его месте так ничего и не построили, на перекрестке этом с тех пор невзрачный сквер.
Великая Отечественная война продолжила разрушения в городе. Был взорван железнодорожный вокзал и маяк. При бомбежке были повреждены дома в начале Ришельевской улицы. Их решено было не восстанавливать, а полностью разобрать, так как без них лучше смотрелся Оперный театр – гордость Одессы. На месте разрушенных домов обустроили красивые скверы.
Печальная участь постигла два красивых дома на Греческой улице, угол Ришельевской, разрушенных многотонной бомбой. Об одном из них – универсальном магазине Петрококино в путеводителях писали, что «там есть все!». Он служил универмагом до начала войны. Соседний дом Бродского с характерной для Одессы угловой башенкой также был занят магазинами и конторами. После войны на месте разрушенных домов выстроили сталинский дом, первые этажи которого также занимают торговые предприятия.
Мы перечислили далеко не все исчезнувшие по разным причинам и в разное время одесские раритеты, а лишь те из них, которые сохранились на коллекционных открытках и фотографиях…