Современные мосты через Карантинную балку
I.«Полумост» Сикарда
…Когда Карантинная балка, одна из главных магистралей, ведущих к порту, была разделена на Польский и Карантинный спуски, над ней в ее начале (там, где проходили Базарная, Успенская, Троицкая и Еврейская улицы) были построены впоследствии исчезнувшие мосты. Они прекратили свое существование после частичной засыпки балки, результатом чего явилось рождение улицы Ремесленной (ныне – улица Осипова). Оказавшиеся ненужными мосты были частично разобраны, частично погребены при засыпке. Впрочем, бывший мост на Еврейской улице частично сохранился – в виде одного из мостовых парапетов. Старые одесситы еще помнят название этого фрагмента моста – «полумост Сикарда». Шарль (Карл Яковлевич) Сикард – один из первых одесских предпринимателей, близкий друг герцога Ришелье, добрый знакомец поэта Александра Пушкина, вхожий в дом М.С.Воронцова…
II. Мост Новикова
В 1822 году в присутствии уже собиравшегося в отставку генерал-губернатора Новороссийского края А.Ф.Ланжерона и градоначальника Одессы тайного советника Н.Я.Трегубова в торжественной обстановке закладывается первый каменный мост. Он должен был соединить два участка улицы Почтовой (с 1902 года – улица Жуковского) над ведущей к порту Карантинной балкой, впоследствии называвшейся Левашевским спуском, спуском Вакуленчука, а ныне – Деволановским спуском. Мост строился два года и был открыт в 1824 году, уже в «эпоху Воронцова». Автором его проекта являлся известный одесский ученый, инженер Жюст (Юрий) Валентинович Гаюи, а руководил строительством не менее известный архитектор и строитель Александр Дигби.
Свое название мост получил в честь популярного в Одессе предпринимателя, который не только активно инициировал его строительство, но и выступил как подрядчик. Илья Сергеевич Новиков, безусловно, преследовал, в первую очередь, личные интересы: неподалеку, на улице Канатной, находилось принадлежавшее ему канатное производство (отсюда и название улицы), основанное в 1806 году, которое через перекинутый над балкой мост получало кратчайшую удобную дорогу в центр города. А вместе с предприимчивым энтузиастом-промышленником в выгоде остались и все горожане, ибо Одесса получила крайне необходимое ей инженерное сооружение.
У известного одесского исследователя и писателя Олега Губаря читаем: «В журнале Строительного комитета от 23 марта 1822г. мне попалась следующая запись по поводу сооружения каменного моста на Почтовой улице: «Мост в сем последнем месте, то есть по улице Коммерческого банка, есть нужнейший». Здание, занимаемое этим учреждением, находилось на четной стороне, неподалеку от планируемого моста. То есть и название Почтовой прижилось далеко не сразу».
Существует легенда, согласно которой перед отъездом из Одессы мостом успел попользоваться опальный молодой поэт Александр Пушкин, направлявшийся в первую одесскую баню, долгие годы находившуюся на улице Почтовой у самого обрыва Карантинной балки.
Одряхлевший за неполных два века активной эксплуатации мост Новикова в 2009 году подвергся реставрации, и теперь можно с уверенностью сказать, что он послужит еще многим поколениям наших потомков.
III. Строгановский мост
Этот мост, самый протяженный и некогда самый величественный из всех одесских мостов, соединивший «разорванную» Карантинным и Польским спусками улицу Греческую, начал строиться в 1851 году. Правда, следует сказать, что еще с начала 1840-х г.г. в столицу из Одессы отправлялись на утверждение различные проекты будущего моста, но все они одобрения в Санкт-Петербурге не получили. В Одессу оттуда был направлен для исполнения проект моста (заметим в скобках – как оказалось, проект замечательный!) молодого столичного архитектора, уроженца Житомира и будущего академика архитектуры Карла Яковлевича Маевского.
Строительство этого весьма важного для Одессы сооружения в силу различных обстоятельств стало настоящим «долгостроем» и было закончено под руководством одесского архитектора Ф.В.Гонсиоровского только через 12 лет с начала строительства – в 1863году. Его длина – 120 метров, высота – свыше 13метров. Эта весьма оригинальная конструкция состояла, по сути, из двух каменных мостов – 3-арочного над Польским спуском и 2-арочного над Левашевским (ныне – Деволановским), - объединенных насыпью.
Назван был мост в честь Новороссийского генерал-губернатора, боевого генерала графа Александра Григорьевича Строганова, приложившего немало усилий для того, чтобы он был построен. Кстати, прославился этот губернатор, сменивший М.С.Воронцова, еще и тем, что представил Государю проект преобразования Ришельевского лицея в Новороссийский университет. В 1862 году по ходатайству горожан А.Г.Строганову – впервые в истории Одессы! – было присвоено звание «Почетный вечный гражданин Одессы»…
В конце 70-х г.г. ХХ столетия городские власти принимают решение этот мост, якобы одряхлевший, разобрать и построить новый, еще красивей старого. Робкие протесты специалистов, вполне обоснованно утверждавших, что существующий мост достаточно крепок и после проведения некоторых реставрационных работ послужит еще много лет, в расчет не принимались. Этот архитектурный памятник очень долго и с большими трудностями разбирали (строили когда-то на совесть!), и на его месте в середине 1980-х собрали единый железобетонный, довольно неуклюжий мост. К тому же, из-за допущенной ошибки (то ли проектантов, то ли строителей), плиты пролетного строения оказались на несколько метров выше, вследствие чего 3-этажный старинный дом, стоящий на Польском спуске, лишился существующего в старой конструкции оригинального выхода с его верхнего этажа непосредственно на мост. Как это обычно происходило в так называемые «времена застоя», новый мост торжественно открыли до завершения всех предусмотренных работ с представленным Государственной комиссии «Перечня недоделок», о котором в скорости благополучно забыли, из-за чего многие важные работы так и остались на бумаге, в частности, не были установлены декоративные облицовочные плиты. Как результат, теперь смотреть на мост снизу (со спусков) не стоит. От старого же моста сохранилась, практически, лишь литая чугунная высокая ограда, сквозь которую открывается прекрасная панорама Одесского залива и порта. Эта ограда появилась на старом Строгановском мосту не сразу, и здесь следует вспомнить, что некоторое время (до установки ныне существующей ограды) Строгановский мост имел еще одно, неофициальное, довольно мрачное название – «Мост самоубийц». Как писал в 1913 году знаменитый одесский мемуарист Александр Михайлович де Рибас, внучатый племянник основателя Одессы И.М. де Рибаса, мост «…снабжен ныне высокою чугунною решеткою для предотвращения самоубийств. Несчастные, замученные жизнью, опираясь в отчаянии на прежние низкие каменные перила моста, испытывали непреодолимое стремление полететь вниз головою. Случаи самоубийств так одно время участились, что пришлось сделать высокую решетку».
А еще, из новой конструкции исчезла мраморная плита, вмонтированная в один из парапетов при входе на старый мост, с указанием имени человека, в честь которого мост был назван. Жаль, конечно…
Ко всем перечисленным бедам, прибавилась еще одна: многострадальный мост облюбовали под стоянку бесшабашные владельцы «лексусов» и «BMW», что, помимо пагубного воздействия на несущие конструкции, может привести к реальной катастрофе…
IV. Мост Коцебу
Сооружён в 1890-1892 гг. под руководством английского инженера Эдмонда Генриховича Гарриса (англичанин, работал в Одессе с 1865 по 1917 гг.) по проекту известного одесского архитектора Семена Андреевича Ландесмана. Простирается над Деволановским спуском (ранее – Левашевский спуск, спуск Вакуленчука), соединив два участка ул. Полицейской (впоследствии – Кондратенко, еще позднее – Розы Люксембург, ныне – Бунина). Назван мост в честь последнего Новороссийского генерал-губернатора Павла Евгеньевича Коцебу.
Проект представлял собой металлический арочный мост длиной в тридцать метров. Основой для моста служили стальные конструкции, заказанные у парижской фирмы «Societe des ponts et travaux en fer». Объекты, созданные ею, до сих пор эксплуатируются во Франции — к примеру, фирма изготовляла элементы Эйфелевой башни. Так же, как и конструкции Эйфелевой башни, конструкции моста изготовлены из пудлингованной стали (пудлингование – ныне устаревший процесс получения стали из чугуна), которая характеризуется достаточно долгим сроком службы.
На первый взгляд может показаться странным тот факт, что из Одессы, обладавшей на тот период большим количеством металлообрабатывающих предприятий, заказ на изготовление конструкций моста ушел в далекий Париж. А все объясняется просто: побывавший на открытии Международной выставки в Париже в 1889 году славный одесский городской голова Г.Г.Маразли был покорен главной, как теперь бы сказали, «фишкой» выставки – специально смонтированным к ее открытию славным творением выдающегося французского инженера Александра Гюстава Эйфеля – металлической башней, ставшей впоследствии главным символом Парижа.
Вскоре из Одессы в столицу Франции был направлен Эдмонд Гаррис для размещения заказа в упомянутой выше фирме. Так у Эйфелевой башни появился одесский брат – мост Коцебу…
Стоимость моста составила 70 тысяч рублей.
По мосту некоторое время проходил маршрут конки, который был ликвидирован после пуска трамвая, маршрут которого пролегал по соседнему – Строгановскому – мосту.
Хронология (от рождения до полного разрушения и возрождения)
Итак, в 1890 г. началось строительство моста по улице Полицейской через Карантинную балку.
Мост был открыт 22 августа (2 сентября) 1892 года, когда Одессе исполнялось 98 лет.
Решением Одесского облисполкома №480 от 15.08.1985г. мост признан памятником архитектуры. Объектами охраны являются решетки ограды, украшенные чугунными литыми старыми гербами Одессы, аутентичные фонари из литого чугуна и металлические конструкции моста.
1984 г. – исчезает один из гербов с ограждения моста.
2006 г.,январь — с моста исчез один из четырех старинных фонарей.
2008 г. — мост Коцебу внесен в государственный реестр недвижимых памятников Украины.
2015 г., 24 февраля — решением горсовета мост, в связи с аварийным состоянием, закрыт для проезда транспорта.
2016 г., 15 августа — закрыто движение пешеходов по мосту Коцебу, начинается ремонт путепровода.
Не могу не отметить: борьбу за спасение моста Коцебу я начал в 2006 году – более десятка статей, две пресс-конференции… Наконец, мои вопли были услышаны городским головой Г.Л.Трухановым, который принял меня в феврале 2015 года и сразу же сделал соответствующие распоряжения.
Возникает вопрос: почему Эйфелева башня, смонтированная практически в одно время с мостом Коцебу из конструкций, изготовленных одним и тем же предприятием, находится в прекрасном эксплуатационном состоянии, в то время как мост много лет уже являлся аварийным объектом?
Мы отмечали, пудлингованная сталь отличается долгим сроком службы, но она должна быть обязательно тщательно покрыта слоем краски для предохранения от коррозии. В связи с этим Эйфелева башня с использованием обычных малярных кистей регулярно, раз в семь лет, покрывается антикоррозийным покрытием в два слоя с удалением старого покрытия. Этот процесс занимает 18 месяцев. Наш же мост последний раз окрашивался в 1914 году, а в годы Советской власти и позднее техническое состояние моста не обследовалось, а металлические детали (даже несущих конструкций!) не окрашивались.
Сегодня мост открыт как для пешеходов, так и для автотранспорта. Торжественное открытие его состоится весной 2017 года – после окончания работ по восстановлению лестниц и, главное, после установки его «родных» чугунных решеток ограждения, которые находятся на реставрации в Киеве.
Уместным считаю назвать двух главных спасителей моста Коцебу – автора данного очерка, а также действующего городского голову…
Анатолий Горбатюк