Чтобы помнили, чтобы знали
Наша память жива, пока мы помним. Одессе, подарившей миру огромное число выдающихся людей, есть кого помнить и есть кем гордиться.
Клуб, объединяющий одесситов, ныне живущих в разных странах и на разных континентах, ведет большую работу по сохранению исторической памяти города. Так, в 2008 году ВКО инициировал создание уникального электронного биографического справочника «Они оставили след в истории Одессы».
Писатели, художники, ученые, музыканты, общественные деятели – порядка тысячи биографий видных одесситов, прославивших наш город, с фотоматериалами и иллюстрациями содержит электронная энциклопедия.
Тексты к ней готовили сотрудники одесских музеев, Научной библиотеки имени М.Горького, писатели, ученые, потомки прославленных одесситов. Более семидесяти материалов снабжено звуковыми файлами. Кроме того, в справочник вошли три альбома с видами Одессы. Первый – с литографиями художника Вахренова издан в 1869 году(!). Второй альбом с видами Одессы 1912 года подарил городу граф М.М. Толстой. Оба этих уникальных альбома ныне хранятся в Научной библиотеке имени М.Горького. Третий фотоальбом – с видами современной Одессы. Изданная студией «Нулевой километр» электронная книга «Они оставили след в истории Одессы» стала настоящим подарком городу и всем, кому интересна и дорога его история.
Каждое имя, которое содержит справочник, заслуживает внимания и уважения. Так и родилась идея вечеров памяти выдающихся одесситов.
Первый вечер, состоявшийся 25 мая, был посвящен заслуженному художнику Украины Григорию Крижевскому, имя которого увековечено на мемориальных досках в Одессе и Харькове, внесено в энциклопедии и справочники, в том числе, в электронную энциклопедию «Они оставили след в истории Одессы».
Григорий Зиновьевич стал родоначальником целой династии живописцев: для его дочери, зятя, внучки изобразительное искусство тоже стало делом и смыслом жизни.
Светлана Григорьевна, которая вела этот вечер, неспешно рассказывала об отце, его детстве, о боевой юности, Крижевский прошел всю войну, служил в танковой части, вывозил на броне раненных товарищей, сам был ранен, выжил и вернулся; о становлении художника.
А на экране сменяли друг друга пожелтевшие фотографии из семейного архива.
Григорий Крижевский (1918-1992) родился в Харькове, но ему суждено было стать одесским художником. Навсегда запомнил восьмилетний Гриша первую встречу с южным городом на берегу моря, он приехал с родителями в гости к своему дяде в Люстдорф.
Через много лет эти яркие впечатления детства от города и моря определили жизненный выбор выпускника Харьковского художественного института, Сталинского стипендиата, окончившего вуз с красным дипломом в 1951 году, когда ему на выбор предложили три варианта - аспирантуру Академии художеств в Ленинграде, должности директора Львовского художественного музея и директора Художественного училища в Одессе. Не раздумывая, Крижевский выбрал Одессу, ставшую городом его судьбы.
В те послевоенные годы Художественное училище требовалось восстанавливать, в классах было холодно, отопления в здании не было. В нем же семья директора получила служебную квартиру с окнами на Преображенскую, которая являлась и его мастерской. А большие полотна художник писал в огромном общем зале, который находился за сценой, в корпусе, впоследствии сгоревшем. Там художники работали все вместе, ставя «спинами» мольберт к мольберту, в тесноте да не в обиде. Своя мастерская у Григория Крижевского появилась только в сорок лет, в 1958 году, когда был построен дом художников на пересечении улиц Белинского и Чкалова. Девять лет было отдано Одесскому художественному училищу. А дальше – свободное плавание. Впрочем, всегда оставалась общественная деятельность на благо города. Как член многочисленных художественных советов и комиссий горисполкома, Крижевский многое сделал для сохранения исторического центра Одессы, сохранения культурного и художественного наследия. Еще в студенческие годы началась выставочная деятельность художника. Первая творческая выставка-отчет состоялась в 1949 году. С того времени Крижевский был постоянным участником всех значимых художественных событий в Украине и за ее пределами. Одесса вдохновляла его. И он любил Одессу, воспел ее в своем творчестве, создав множество городских пейзажей. Но особенно мастер любил море. В любое время года, при любой погоде – под снегом и дождем, под знойным солнцем и среди осеннего тумана – он неутомимо работал. Его привычным маршрутом был путь от дома до побережья, от Ланжерона до Люстдорфа, и обратно. Его верными спутниками были краски, кисти и этюдники разных размеров, от крошечного, «карманного», 12x17 сантиметров, до большого раскладного со стульчиком. Крижевский часами работал, вглядываясь вдаль, создал сотни этюдов золотисто-рыжих берегов Одессы с дачками, рыбачьими хибарками и баркасами, лодочками, белыми парусами яхт и, конечно, переливающиеся серебром и перламутром «рыбные» натюрморты… Он любил писать Одесский порт, не смолкавший ни днем, ни ночью, с причалами, буксирами, лайнерами и сухогрузами. А еще Крижевский был мастером портрета. Работы мастера украсили в этот вечер памяти Григория Крижевского стены Всемирного клуба одесситов. Среди них – и замечательный автопортрет молодого художника с неизменной папироской (он всегда курил «Беломорканал»). Талантливый живописец был в душе тонким лириком. Свидетельство тому – десятки написанных им стихотворений, которые при жизни Григорий Зиновьевич никому не показывал. Светлана Григорьевна нашла тетради уже после смерти отца. Чтением стихов и завершился вечер памяти Григория Крижевского.
Наталья Бржестовская