Игорь Марковский.
Выставка в ВКО
Вчера во Всемирном клубе одесситов открывал выставку гуашей художника Игоря Марковского.
Вроде бы обыденное дело – каждый месяц открываю в клубе выставку, за двадцать восемь лет существования клуба их было больше трехсот. И все равно волнуюсь. Отобрать работы нужно так, чтобы представить сущность художника, чтобы без комментариев, без экскурсоводов картины нашли зрителя или зритель нашел свои картины.
Вчера ситуация была осложнена тем, что это первая посмертная выставка мастера…
В январе Игорю Марковскому должно было исполниться 70 лет. Еще летом я предложил ему, что хочу увидеть к юбилею, в декабре , его выставку в клубе. Так и договорились. Не раз перезванивались, обсуждали какие гуаши показать.
Старые? Их уже знают многие, но они представляют путь мастера. Или новые? Ведь художник меняется…
И неожиданный звонок полтора месяца назад. Звонит жена Игоря, рано утром, в слезах, Игорь умер…
Сказать, что Марковский тяжело болел – ничего не сказать. Тридцать лет он сопротивлялся разрушению, неподвижности, смерти.
Рассеянный склероз. Еще одна болезнь, которую человечество еще не научилось лечить. Я познакомился с Игорем больше двадцати лет тому. Замечательный врач Люсьена Клаупик, пока она была жива, то находила способы ему облегчить страдания, позвонила мне и попросила познакомиться с художником, который в беде.
Пришел на Ришельевскую, поднялся по крутой винтовой лестнице наверх, в одной комнате Игорь , сидящий в инвалидной коляске, в другой комнате его слепая мама.
Мрак.
Но это ощущение рассеялось, как только Игорь начал показывать мне свои работы.
Они в папках лежали сериями – пейзажи Седнева, сделанные до болезни, солнечные, веселые, охристые.
А потом серая серия – то ли туман, то ли изменение состояния души. Еще не крик, но уже боль.
И преодоление отчаянья. Натюрморты, которые можно писать и дома. Ваза с цветами. Еще лист и эти же цветы чуть увядшие. И так до предела – остов цветов..
С того дня началось наше общение.. Старался раз в неделю, две, но зайти к Марковскому, предпринял все, что мог, а я тогда возглавлял депутатскую комиссию по культуре, чтобы у Игоря забрал город квартиру, из которой он не мог сам выехать на улицу, коляску нужно было снести отдельно, его на руках вынести отдельно, и город выдал квартиру на первом этаже…
Очень интересно в эти годы развивалось его творчество.
Он вступил в диалог с Великими. Несколько месяцев «беседовал с Сезанном», затем с Ван-Гогом, с Матиссом… Это был сложный процесс размышлений над тем, как бы сегодня классики осваивали новые реалии.
Эту выставку Игоря я показал лет восемь назад у себя в клубе.
А потом еще одно изменение в его судьбе. Вокруг него всегда были люди. Он блестящий собеседник, иронист. Когда-то от него ушла жена, не справившись с его болезнью. И вот новая подруга , которой он предложил, если не руку, то сердце,( одна рука уже была неподвижна, второй он писал картины)…И Люда решила , что ему правильней жить в деревне, в саду, на земле. С тех пор я общался с ним по телефону.
Всем Игорь был доволен. Домиком, садом, натуральной пищей. Мало было привычного общения. И все невыносимей боли.
На работах другие натюрморты – одинокий стул, отдельно стоящая настольная лампа, рама окна…
И все чаще автопортреты. Иногда философски спокойные. Иногда отчаянные. Марковский по методу мышления экспрессионист. Если вы видели «Крик» Мунка , то поймете про что я пишу.
При том, что я не знаю столь сильного , столь мужественного человека. 30 лет в болезни, но не сломаться, а до последнего дня работать.
Жить вопреки. Это всегда ценил в Игоре.
Поломалась, износилась старая коляска. Мы договаривались, что с выставки продадутся работы ему на новую коляску. Друзья, не дожидаясь, купили коляску и отвезли в село. Коляска приехала в тот день , когда Игорь умер.
Разминулись.
Выставку, что вчера открыл я в клубе, собрали из работ , хранившихся в частных коллекциях членов клуба, друзей клуба. Принесли гуаши Алена Яворская, Александр Бирштейн и я. Привезла ряд работ и жена художника.
Эти работы у нее можно будет купить.
Помогли одеть гуаши в рамы в Музее современного искусства Одессы.
Отличную экспозицию сделал художник Стас Жалобнюк.
На одной стене – пять автопортретов Марковского. И ничего больше.
Производит сильное впечатление.
Выставка продлится до 14 января 2019 года.
Так мы и решили с Игорем Марковским.
Заходите в клуб.на Маразлиевскую, 7.
Мы открыты во все будние дни с 11 до 19 часов
На репродукции один из автопортретов художника.
текст: Евгений Голубовский
фото: Александр Синельников