Слово в защиту основателя Одессы,
или
Мертвые сраму не имут?
…самое справедливое на свете, бесспорно,
есть справедливость, вдохновляющаяся
доброжелательством и любовью.
Аристотель
Хочу еще раз обратиться с просьбой к мужчинам и женщинам, которые называют себя одесскими журналистами. Точнее, будет две просьбы. Просьба первая: срочно научиться правильно писать фамилию основателя нашего города – де Рибас, а не так, как ее видели советские чиновники, пытаясь утаить это враждебное для них «де». Просьба вторая: прежде, чем выплеснуть на страницы печатных изданий очередную сенсационную непотребность об этом «главном» одессите, выберите время и прочитайте побольше о нем – благородном потомственном испанском дворянине…
Думаю, многие (не все, но многие) читатели «Одесской жизни» уже поняли, что сегодня я вежливо намекаю на Марию Котову, автора скандального газетного аншлага «Сколько крал Дерибас и как рождался миф об Одессе – криминальной столице». В принципе, я не часто вступаю в полемику с авторами подобных инсинуаций (а их, поверьте на слово, с каждым годом становится все больше), но когда речь заходит о прямых оскорблениях моих любимых героев – Рибасе, Ришелье, Ланжероне, Воронцове, Маразли – приходится доказывать, что Одессу создавали и пестовали не какие-то там проходимцы и авантюристы, но люди достойные во всех отношениях.
О себе автор не рекомендуемой мною для чтения статьи пишет: «В работе над материалами придерживаюсь правила: читателю должно быть интересно, должно «цепануть». Уделяю много внимания подаче: считаю очень важным, чтобы это блюдечко получилось с достойной каемочкой…» Знаете ли, «цепануло», причем изрядно. Что же касается блюдечка – не обнаружил, потому не могу судить о «каемочке» и задаю прямой вопрос: сколько же украл Иосиф Михайлович? Вот видите, не знаете, а вставили в заголовок трескучую, но несущую ложь фразу. А вот я знаю: нисколько! И в свидетели могу пригласить много достойных персонажей. В книге «Дитя Европы» я писал по этому печальному поводу: «Более всех распространяется на эту тему граф Растопчин. Он не просто говорит – он кричит, как, например, выступая в Сенате: “Никогда еще преступление не поднимало головы так высоко. Безнаказанность и дерзость достигли апогея... То, что крадет один только Рибас, превышает 500000 рублей в год. Он добился утверждения проекта сооружения порта... в Хаджибее, прозванном Одессой”. Это говорилось в июле 1796 года. Но в 1794 году на строительство порта было потрачено менее 40 тыс. рублей, в 1795 году - около 88 тыс. рублей, т. е. всего – около 128 тыс. рублей. Может быть, кто-нибудь подскажет, как из 128 тысяч можно украсть 500, а “на остальные” еще и построить кое-что? ...
Известного российского “крайнего патриота” Ростопчина страшно возмущает совершенно не переносимое им “засилье иностранцев”, отсюда и такие эмоции. Уже только поэтому он не мог переносить де Рибаса и, естественно, примкнул к “партии” его врага – адмирала Мордвинова, отстаивающего идею строительства именно Очаковского порта. В ущерб Одесскому. Но победила “партия” во главе с Рибасом. В этом огромная заслуга и де Волана, и графа Зубова…» Вот такая история из далекого прошлого нашего города.
Кстати, у вас там ошибочка вкралась по поводу Указа Павла. В действительности, 12 декабря 1796 года последовал Указ императора, запрещающий самовольный переход поселян с места на место, а также о штрафах за прием беглых, т.е., по сути дела, отменялся ранее инициированный де Рибасом Указ, согласно которому “Из числа беспаспортных бродяг, из разных мест и в разные времена бежавших, оказавшихся по разбору купцами, мещанами и другого звания вольными людьми, оставить в Одессе, причисляя их по званию и состояниям”. Но это так, к слову…
Понимаю одесского исследователя Александра Бабича, на чьей лекции побывала Мария Котова, когда он пишет: «Мне жутко не нравится рассказывать об Одессе как о криминальной столице, «бандитском городе» и т.д. Мне нравится говорить о ней как о городе великой культуры, ученых и музыкантов, писателей и моряков…». К сожалению, сегодня на лекцию «Бандитская Одесса» значительно легче собрать аудиторию, нежели на «Юго-западную литературную школу». Не очень удивлюсь появлению статьи о нечестности, например, Григория Григорьевича Маразли, проворовавшегося на строительстве моста Кацебу. А почему нет? Развенчаем еще один «одесский миф»! От Одессы не поубавится…
Анатолий Горбатюк,
член Президентского совета ВКО,
автор ряда книг, посвященных истории Одессы