colontitle

Возвращение Козачинского

«Времена не выбирают. В них живут и умирают" - писал поэт Александр Кушнер.

Время не выбирал Александр Козачинский. Родился в 1903 – умер в 1943. Многие годы тяжело болел – туберкулез. Но создал одну из самых одесских книг – повесть «Зеленый фургон».

Когда-то, читая эту книгу, я думал, что Козачинский - писатель одной книги – наш Грибоедов с нашим «Горем от ума».
Когда-то я думал, что прототип Красавчика - сам Козачинский, а прототип Патрикеева – Евгений Петров. Нужно было вырасти, прочесть умные книги, в том числе и этот двухтомник «Зеленый фургон и ВЕСЬ Козачинский», чтобы понять: в каждом из нас есть доброе и злое начало. Это всё о себе писал автор – он и Патрикеев, и Красавчик.

Думаю, вы догадались, что я был сегодня на презентации двухтомника Козачинского в Литературном музее, более того, вместе с очаровательной Натальей Коваленко, доктором наук, вел эту презентацию.
Когда-то в школе учили завет Мичурина – мы не должны ждать милости от природы...
Мне кажется - это устарело. Мы не должны ждать милости от правительства, мы должны сами творить себе и другим праздники.
И вот сегодня был именно такой, сотворенный влюбленными в Одессу, в одесскую литературную школу «Юго-Запад», людьми.
Инициатор, - настоящий ученый, профессор, но одновременно, хороший писатель, толковый коллекционер Михаил Борисович Пойзнер.
Помните, у Марины Цветаевой есть блистательное эссе «Мой Пушкин»;
Михаил Пойзнер, воспользовавшись формулой написал лирический, душевный текст «Мой Козачинский». Это как бы зачин к разговору, дающий тон всему двухтомнику.

Кстати, этому предшествовало то, что по инициативе Пойзнера и Всемирного клуба одесситов на доме по Базарной, 1, где жил писатель, была установлена мемориальная доска. И в Новосибирске, где в 1943 году умер Козачинский, по письмам из Одессы разыскали могилу писателя, привели в порядок. И это - дело Михаила Пойзнера.

Что же нового опубликовали составители Ольга Барковская, Александр Грабовский и Михаил Пойзнер? Конечно, и «Зеленый фургон», памятник которому стоит в саду скульптур Литмузея, конечно, рассказы и водевиль, но впервые мы читаем сценарий, который для «Ленфильма» сделал по своей повести писатель, бесконечно переделывал его по замечаниям киностудии, чтоб в ИЮЛЕ 1941 года получить письмо, что по идейным соображениям фильм ставиться не будет.

Это уже много после смерти Козачинского дважды экранизировали «Фургон». Первый раз - по сценарию Гр. Колтунова, где есть пафос, а нет юмора, второй раз за эту повесть взялся режиссер, настоящий одессит Александр Павловский. Достойная работа.
Кстати, Миша Пойзнер влюбился в Козачинского, посмотрев фильм, уже потом прочитав книгу.

Почти весь второй том – письма. И это увлекательнейшее чтение. Льва узнают по лапам. Понять возможности Козачинского можно, читая его переписку с друзьями – Евгением Петровым, Львом Славиным, Ильей Ильфом….
Между прочим, писать повесть он начал по совету Ильфа, который в письме в Гагры настоятельно советовал взяться за прозу о своих одесских годах – службе в милиции, потом в банде конокрадов, потом –газета в допре, где выявился талант заключенного, да такой, что в тюрьму на экскурсию приводили Михаила Светлова, познакомить с творчеством зека.

Для меня в этих письмах было и своё открытие. Хорошо был знаком, дружил в шестидесятые годы с режиссером студий Одесского дома ученых Фуксиной. И вдруг читаю, что в тридцатые годы она была влюблена в Козачинского. Сколько интересного можно было узнать о писателе, а я с ней говорил о её студийцах, о том , как она учит читать Маяковского…
Такая фигура, такие книги, что разговор получился душевным и долгим.

Приветствовала участников презентации заведующая департамента культуры и туризма города Татьяна Маркова, напомнив, что Одесса – литературный город ЮНЕСКО, и именно такие издания, такие встречи способствуют этому высокому международному статусу.
Играл на рояле Евгений Лукашев свои фантазии об Одессе, как бы давая настрой разговору.
Эмоциональным, ярким было выступление Михаила Пойзнера, сообщившего , что всю свою коллекцию рукописей, фотографий, документов Козачинского он сегодня дарит Одесскому литмузею.
Да и вклад музея в выход этой книги большой. О работе с текстами писателя в музее рассказала автор одной из статей в двухтомнике Алена Яворская.
Эмоционально выступил Александр Грабовский...
И еще один автор статьи в двухтомнике Наталья Панасенко, краевед, архивист выступила на презентации. Это она рассеяла заблуждение, что Козачинский и Петров учились в одной гимназии, чуть ли ни на одной парте сидели, а потом конокрад Красавчик (Козачинский) сдался Патрикееву (Петрову). Как я уже писал два эти героя – две стороны писателя. Другое дело, что Петров боролся за жизнь Козачинского, ведь того приговорили к расстрелу.

Великолепную сюиту рисунков к вышедшим книгам сделал художник Григорий Палатников. Он уже однажды проиллюстрировал Ильфа – Петрова. Так что у него это второй опыт одесских иллюстраций. И вновь удачный. Может быть еще и потому, что Палатников - великолепный прозаик. Ждем его вторую книгу.
Выступали Наталья Данилко, Габриэль Михайлов, Олег Губарь.

И Пойзнер, и Губарь ездили в Севериновку, село, ставшее знаменитым благодаря повести, чуть ли не как столица самогоноварения…Историю села изучил и описал Олег Губарь.

Не всех выступавших назвал. Надеюсь, не обидятся. Но прозвучало выступление председателя комиссии по культуре Одесского горсовета Олега Этнаровича, сообщившего, что комиссия выносит на ближайшую сессию горсовета свое решение о присвоении Михаилу Борисовичу Пойзнеру звания Почетный гражданин города.
Как видим, не одно доброе дело не остается безнаказанным.

Евгений Голубовский,
вице-президент ВКО