colontitle

Михаил Жванецкий - вне времени, вне смерти…

Сотни звонков, писем, репортажей, тысячи текстов и воспоминаний о мудрости, таланте, доброте нашего незабвенного Президента и друга.

Жванецкий скромно называл себя Автором, и в действительности стал автором самых сокровенных наших размышлений, автором, озвучившим суть наших чувств и мыслей, которые обогатились его словами, интонацией, эмоциями…

Об этом - публикации его близких друзей, коллег, членов Всемирного клуба одесситов, руководителей филиалов… Их много больше, и они бесконечны, эти послания любви и признательности…


Резо Габриадзе, сценарист, драматург, художник, скульптор, режиссёр Тбилисского театра марионеток:

«… с глубокой скорбью воспринял уход большого писателя и благородного человека Михаила Михайловича Жванецкого. Ушел из жизни друг нашего маленького театра. Он всегда был к нам ласков. Каждое его посещение было для нас - праздник, радость и подарок. Мы его никогда не забудем. Он останется навсегда среди друзей нашего театра. Царство ему небесное».


Евгений Голубовский, писатель, культуролог, вице-президент ВКО:

«Еще нет слов.
Большое видится на расстоянии. Но уже сейчас уверено могу сказать, что ушел гениальный писатель, выразивший мысли, настроения поколения. Он был камертоном, по которому сверяли не только мысли, но и поступки.

Я много писал о книгах Жванецкого, о самом Мише при его жизни. Он это читал. Для него это было важным…

Моя Одесса – это не только название его книги.
Это признание в любви, это пронесенное сквозь жизнь чувство принадлежности к своему городу...
Вы думаете, он уже осознал, что он гений?
Ошибаетесь, каждый новый текст он произносит впервые, как на экзамене.
Никакой самоуверенности и самодовольства, вечная неудовлетворенность.
И именно из нее и рождаются гениальные строки, гениальные тексты, его жизнеощущение, которое не подводит его никогда.
Новый год, 2020-ый, он отмечал в Одессе. Ощущал притяжение Одессы и одесситов, а ведь и в этом источник его творческой энергии
Всё ли сказал? Далеко не всё. Рядом была вершина, к которой нужно было тянуться. И рядом был человек, нежный, заботливый, сомневающийся, всё понимающий, который и сам нуждался в защите.
Как там в стихах - смежили очи гении, нету их и всё разрешено... Надеюсь, что не так. Не разрешено. Жванецкий всё видит...»


Валерий Хаит, писатель, вице-президент ВКО:

«ЖВАНЕЦКИЙ. Одно чувство и одно слово: ОСИРОТЕЛИ…
… если за всю свою жизнь Михал Михалыч кому-то и служил, то только своему таланту. И талант ему за это платил сторицей.

Это именно талант за него писал, говорил, выступал на сцене, прославлял жизнь, дерзил сильным мира сего, радовал публику, покорял женщин, множил друзей, сеял добрые чувства. И когда автору закрывали рот, его талант тоже не замолкал ни на минуту. Он продолжал свое благородное и бесстрашное дело. И при этом год за годом, том за томом и концерт за концертом пел веселый гимн человеку, помогая ему хоть как-то мириться с несовершенством мира».


Александр Кириченко, руководитель Санкт-Петербургского филиала ВКО:

«Ушел Михал Михалыч Жванецкий… Наверное, нужно хлопать, как провожают великих артистов – аплодисментами. Есть такая традиция. Сквозь слёзы.

Моряк, ну, портовик, – для моряков. Вряд ли писатель – для писателей. А на самом деле – последний классик великой русской литературы. Даже не южно-русской её школы, а всей. Органичный продолжатель дела Бабеля, Олеши, Катаева, Ильфа, Петрова, Багрицкого, Кирсанова, Славина. Но и Паустовского, но и Куприна. Да, и поэтов, и драматургов. Потому, что выразить всё, да ещё и минимумом слов, – это нужно было уметь.

Для одесситов он – Одессит! «Полномочный представитель Одессы в Москве», как ранее был Леонид Утёсов. А знаете, что есть неуловимо-общее у Жванецкого и Утёсова? Отсутствие однофамильцев!.. Не замечали?
А для нас, оленинградившихся, он – такой как мы. «Нужно закончить Одессу, поступить в Ленинград…» …
Поэтому есть Питер Ахматовой, есть Питер Жванецкого. И огромной, на всю жизнь, прививкой вкуса и такта…
И Всемирный клуб одесситов с его нашим филиалом. Почетным Президентом которого (филиала) он тоже является… Разумеется, эта должность остаётся за ним – навсегда. Страшное слово «навсегда» уже применимо».


Гарик Барац, директор ВКО:

"Одесса плачет...
Одесса не верит...
В сердцах одесситов траур!
Перестало биться сердце Великого Одессита Михаила Михайловича Жванецкого....
Он не ушел, он остается с нами..."


Виктор Шендерович, писатель, сатирик, журналист:

«Жванецкий. Острое чувство сиротства сейчас - и затопляющая благодарность. Сколько счастья нам было от его речи!
Он был гений и исполнил свое предназначение великолепно. Мы состоим из его юмора, ума, нежности. Многие миллионы людей... Какое счастье, что он был...

СМИ, сообщившие о смерти «сатирика Жванецкого», дружно стрельнули в то место, где птица пролетела четверть века назад.
Смерть позволяет гению стряхнуть с себя ерунду пристрастий, раздражений и обстоятельств - и остаться среди нас тем, чем он и был на самом деле: музыкой, смехом, умом, нежностью, печалью, счастьем...
«Спасибо судьбе за знакомство с ним, за личность, за истрепанные нервы его, за великий, чистый, острый русский язык - его язык, ставший нашим. И во веки веков. Аминь!»


Сусанна Альперина, журналист, руководитель Московского филиала ВКО:

«…Он вообще обо всем сказал. Нужно только переслушивать, пересматривать, перечитывать. Если не понимаешь, заучивать наизусть. Поймешь потом. Если повезет.
Пьем и плачем. Вспоминаем и улыбаемся. Михалыч...»


Геннадий Труханов, мэр Одессы:

"Его имя золотыми буквами навеки вписано в историю Одессы и увековечено в названии бульвара в самом сердце города. По которому он все-таки успел прогуляться...»


Елена Павлова, директор по развитию, член Президентского совета ВКО:

«Всех слов мало, когда плачет сердце... Человек, формулировавший смыслы. Точный и безжалостный, как скальпель хирурга. Мощный. Полный доброты и любви. Дорогой Михал Михалыч...»


Хобарт Эрл, заслуженный артист Украины, дирижер Симфонического оркестра, почетный член ВКО:

«Сказать, что сегодня настал "конец эпохи" - это огромное преуменьшение... То, что он понимал человеческую натуру с такой невероятной глубиной, и та глубокая философская манера, которой он был благословлен, чтобы передать это своё уникальное понимание, будет жить дальше для будущих поколений».


Евгений Деменок, писатель, коллекционер, член Президентского совета ВКО:

«Для меня главным всегда было то, что, осознавая свой талант, он всегда понимал, что дан он свыше, является чудом, и самое главное – зная себе цену, не допускать самолюбования. И постоянно выверял свой внутренний камертон – не сфальшивил ли».


София Кутевич, председатель Берлинского филиала ВКО:

«Дорогие друзья! Сегодня пришла печальная новость. Ушел из жизни наш земляк, замечательный человек, писатель-сатирик, Президент Всемирного клуба одесситов Михаил Жванецкий. Для всех это невосполнимая утрата. Берлинский клуб одесситов им.Юрия Курильского выражает глубокое соболезнование всем родным, близким, друзьям, и всем одесситам по поводу тяжелой утраты. Память о Михаиле Жванецком навсегда останется в наших сердцах».


Леонид Рухман, член Президентского совета ВКО:

«Память и сердце мое полны добрыми и светлыми воспоминаниями об этом достойном человеке и гениальном мастере…»


Александр Бирштейн, писатель, член ВКО:

«Знаете, я ведь молился на него. Гении бывают разные. Злые, добрые... Он был теплым гением. Мудрым и очень добрый. Он даже высмеивал, жалея. Он любил всех нас. Не только его одноклубников. Всех, понимаете».


Татьяна Стафеева, руководитель Ванкуверского филиала ВКО:

«Благодарю за то, что Вы, Михаил Михайлович, наблюдали за нами, но со стороны, учили, но без настойчивости, высмеивали, но любя, советовали мудро, хотя знали, что "мудрость не всегда приходит с возрастом. Бывает, что возраст приходит один" и " все идет хорошо, только мимо". Да, "жизнь коротка.И надо уметь..." Что? Как? Покажет время....

Светлая память Вам, дорогой наш Человек... пока мы, впитавшие сердцем Вашу "науку", здесь, то эта память – Вечная».


Юрий Михайлик, поэт, одессит (Сидней, Австралия):

«Нам кажется, что подлинное значение писателя Михаила Жванецкого еще предстоит оценивать – и не нашему поколению. Нам – горевать об утрате, понимая, что наше горе – лишь малая и несравнимая часть Вашего. Волей случая… нам звонит Австралия, говорящая по-русски, и выражает свое горе и печаль по поводу Мишиного ухода. Утешаться приходится лишь тем, что Михаил Жванецкий ушел прямиком в историю русской литературы, в ее лучшую и достойнейшую часть».


Михаил Рева, скульптор, член Президентского совета ВКО:

«Осиротели мы... Боль глубинная...»


Алексей Литвак, заместитель председателя правления ООБФ РДИ «Будущее» (Центр Литвака):

«В Одессе траур. Траур до дрожи созвучный с состоянием одесситов всех стран. Но... Михаил Михайлович Жванецкий... Он не может умереть. Он может отойти, чтобы возвращаться, когда нам трудно. А то и хорошо (но это явно будет не сегодня)».


Иван Липтуга, Президент Национальной туристической организации, член Президентского совета ВКО:

«Для меня Жванецкий был, есть и навсегда останется личным кумиром, а его произведения лакмусовой бумажкой для определения чувства юмора и качества ума. Покойся с миром, Михал Михалыч, все одесситы, размазанные тонким слоем по поверхности Земли, скорбят по Вам!»


Алла Пугачева, Народная артистка СССР, певица, режиссер:

«Вот и всё. Ты ушёл от нас навсегда. Невосполнимая утрата. Друг мой, ты незабываем. Ты всегда в моём сердце»


Михаил Мишин, писатель:

«Он был спасатель. Спасавший нас от нас. Утолявший голод наших надежд…»


Вадим Жук, актёр, сценарист, поэт:

«Мы еще долго будем не столько сожалеть о Жванецком, сколько радоваться, что он у нас был, и печалиться, что второй такой появится у нас не скоро, а может быть – никогда. Его талант абсолютно уникален. Я думаю, ключевое слово для него – веселье. Веселье – это не только смех, это состояние человеческого духа, и его дух был именно веселый. Вечная память».


Коллектив Театра «Маски»:

"Царствие Небесное, Учитель! Мастер! Друг… Михаил Михайлович Жванецкий! Люди-эпохи, люди большого времени - не умирают!"


Алла Боссарт, писатель, поэт, журналист:

«Прощайте, учитель. Прощайте, цзы. Не сосчитать, сколько мудростей, ослепительно точных, будто солнечный луч, упавший на скальпель, вы оставили ученикам. «Смех как единоборство с херовостью жизни» - одна из важнейших. У многих из нас, кому выпала честь сидеть с вами за одним столом, она (жизнь), так сказать, смеркается. Мы уйдем, вооруженные этой максимой. И водрузим ее как знамя там, куда придем».


Александр Городницкий, писатель, поэт:

«Ушёл великий одессит,
И флаг приспущенный висит
У порта на причале.
С минувшим веком рвётся нить.
Кто нас сумеет защитить
От грусти и печали?»


Борис Бухман, фотограф, член ВКО:

«В каждом Одессите есть частичка Михалыча. Он всегда с нами, Он всегда рядом».


Юрий Рост, фотограф, журналист:

«Он жил мучительно радостной жизнью…
Каждое время, Миша, обходится - при обилии хороших поэтов, прозаиков и драматургов - лишь одним писателем, наделенным даром иронического, сатирического и парадоксального, а следовательно - правдивого осмысления людей и нравов.
Ты в этом ряду…
Ты жил, как привык, — мучаясь.
Я открываю твои книги не для того, чтобы услышать тебя, а чтобы увидеть себя. Ты очень много знаешь про нас. Непоправимо много. Непростительно. С твоими текстами жизнь не становится лучше. Без них — хуже. Прости нас. Ты нужен нам как живой ориентир, как узкая тропа тверди в топком болоте, как одинокое дерево. Иной раз в цвету».