«Старые дома» в «Региональном курьере»
Олег Губарь
В мае 2006 года вышла из печати новая книга почетного члена Всемирного клуба одесситов Олега Губаря «Старые дома и другие памятные места Одессы». Сразу же после выхода в свет, а книга издана Всемирным клубом одесситов, её высоко оценили краеведы и историки не только Одессы, но и зарубежных стран.
И вот новая газета, начавшая выходить с июня 2006 года, с третьего номера начала публикацию материалов из книги Олега Губаря о старых домах, доживших до наших дней. Газета эта – «Региональный курьер» (привыкайте к новому названию!) и учредил её также член Всемирного клуба одесситов Г. С. Чабанов. Поздравляем его с таким серьёзным выбором. Молодая газета открыла рубрику «история» и выбрала для этой рубрики не только достойный, но и исследовательский материал, который мог бы принести честь любому изданию.
На сайте Всемирного клуба одесситов мы будем перепечатывать с разрешения автора и издателя главы, посвящённые сохранившимся старым домам, тем самым совершим своеобразное путешествие по нашему городу. Евгений Голубовский
Новая книга известного одесского историка, журналиста, писателя Олега Губаря, иллюстрированная редкими графическими и фотоматериалами, занимательно и достоверно повествует о минувших эпохах градостроительства и быта Одессы. «Старые дома» воссоздают живое обличье города баснословных времен Ришелье и Кобле, Ланжерона и Воронцова. То была совершенно иная Одесса — типичный левантийский порт с его атрибутами: заполненной вымпелами всего Средиземноморья гаванью, по-восточному пряными базарами, имитирующими античную агору рыночными площадями, этнически пестрым людом, итальянской оперой и казино, турецкими кофейнями, греческими харчевнями, немецкими и французскими кондитерскими, российскими казармами и гауптвахтой...
«Я не намерен развенчивать одесский миф, в поддержании которого и сам принимаю посильное участие, — заявляет автор. — Ибо это, вероятно, единственный тонизирующий нематериальный препарат, который поддерживает одесситов во времена бурливой провинциализации и запустения их вовсе не малой родины».
САБАНЕЕВ МОСТ
улица Менделеева
Городское строительство в этом районе по ряду причин началось довольно поздно. На плане архитектора Г. И. Торичелли 1826 года на нынешней улице Менделеева не было ни единого строения. Первые здания появились здесь после сооружения каменного моста через Военную балку (1828—1836), получившего имя героя наполеоновских войн, пушкинского знакомца, генерала от инфантерии И. В. Сабанеева (1770—1829). В их числе следует назвать дом ротмистра И. Хорвата, построенный по проекту того же Торичелли и впоследствии перешедший к семейству графа Толстого (часть нынешнего Дома ученых).
После окончательной отделки Сабанеева моста (1836) улица, ведущая от улицы Надеждинской или Надежной (Гоголя) к Екатерининской площади, получила название Присутственной, поскольку вела к так называемым присутственным местам, расположенным на бульваре, в левом полуциркульном здании, № 7. В разные годы она называлась также Сабанеевской, Сабанеевским и даже Сабанским переулком и Сабанеевским мостом. Нумерация строений здесь обычно проставлялась как приложение к нумерации Екатерининской площади.
Два дома князей Ю. и А. Гагариных на углу Екатерининской улицы, в одном из которых находилось пароходное агентство, носили № 1 и 1-а, под № 3 значился дом Н. Юровского — гостиница «Крымская», под № 5 — дом А. Поммера, а под № 7 и 9 — дома П. Циона. Интересующее нас здание, которое теперь носит № 3, легко атрибутируется, ибо в перечне упоминаются дома, граничащие с Военной балкой: Юровского — в левом ее борту и Поммера — в правом. Итак, это дом Поммера, изначально носивший № 5. (Как видно из справочника одесских домовладельцев К. Висковского 1875 года, прежде никакого дома на этом месте не было.) С 1904 года нумерация изменилась, о чем будет сказано ниже.
В метрических книгах греческой Свято-Троицкой церкви имеются записи от 1 ноября 1820 года — о рождении Якова Поммера, сына французско-подданного Антония Поммера и его жены Меланьи (очевидно, гречанки), и от 28 января 1828 года — о смерти Антония Поммера (ему было 50 лет). Антоний — дед, а Яков — отец владельца дома № 5. Что касается его самого, то Андрей Яковлевич Поммер был крупным финансистом. Сначала он управлял Одесским торгово-промышленным коммерческим банком, расположенным неподалеку, на Екатерининской площади, в доме М. А. Бродского, а затем — одесским отделением Русского для внешней торговли банка, на углу улиц Дерибасовской и Пушкинской. Кроме всего прочего, А. Я. Поммер состоял одним из директоров одесского отделения императорского Русского музыкального общества, был постоянным членом Одесского городского попечительства детских приютов, находящегося в ведомстве императрицы Марии. До строительства собственного дома на Сабанеевом мосту он обитал на улице Успенской, № 15.
Особняк А. Я. Поммера с хозяйственными службами проектировал и строил в 1893—1894 годах архитектор немецкого происхождения Вильгельм Маркович Кабиольский.
В конце 1890-х А. Я. Поммер уехал из Одессы по служебной необходимости, а затем продал свой дом на Сабанеевом мосту С. Н. Колачевскому. Сергей Николаевич Колачевский — фигура в Одессе чрезвычайно приметная: гласный городской Думы, доктор медицины, член комиссии по заведованию городскими лечебными заведениями, почетный член Стурдзовской общины сердобольных сестер (вместе с супругой, Евгенией Владимировной), вице-президент одесского Общества изящных искусств и художественного училища (номинальным президентом был великий князь Владимир Александрович).
Если в соседних домах помещались отделения, представительства, конторы крупных торгово-промышленных фирм (например, «Сименс и Гальске», «Б. П. Марков и Б. М. Станков» и др.), американское консульство и другие учреждения, то особняк Колачевского использовался, что называется, по назначению — для, назовем это так, солидного житья-бытья. Достаточно сказать, что в 1900-е годы в этом жилом комплексе по Сабанееву мосту, № 3 обосновался исправляющий должность одесского градоначальника статский советник Дмитрий Борисович Нейдгардт с супругой Варварой Александровной. Здесь они не только обитали, но и принимали посетителей по самым разным социальным вопросам.
Во второй половине 1900-х — 1910-х годах нумерация нечетной стороны Сабанеева моста (Присутственной улицы) выглядела следующим образом: № 1 — Рувим Зонштейн (угол Военной балки, «Крымская»), № 3 — С. Н. Колачевский (угол Военной балки), № 5 — Б. и А. Фон-Деш, № 7 — Б. и А. Фон-Деш (угол Гоголя).
После революции особняк был национализирован, в нем помещались различные партийные и советские учреждения. В последние годы здесь находится отдел культуры горисполкома, центр детского досуга и популярная художественная галерея «Мост».
__________
* Первые здания появились здесь после сооружения каменного моста через Военную балку (1828—1836), получившего имя героя наполеоновских войн, пушкинского знакомца, генерала от инфантерии И. В. Сабанеева (1770—1829).
** После окончательной отделки Сабанеева моста (1836) улица, ведущая от улицы Надеждинской или Надежной (Гоголя) к Екатерининской площади, получила название Присутственной, поскольку вела к так называемым присутственным местам, расположенным на бульваре, в левом полуциркульном здании, № 7. В разные годы она называлась также Сабанеевской, Сабанеевским и даже Сабанским переулком и Сабанеевским мостом.
ОЛЕГ ГУБАРЬ, историк, краевед
“Региональный курьер” № 6, 2006, стр. 5
ПАССАЖ / Дерибасовская — угол Преображенской
ДОМ ФРАПОЛЛИ / Дерибасовская, № 13
ГОСТИНИЦА «ЛОНДОНСКАЯ» / Приморский бульвар, № 11
ДОМ НИКИФОРОВА / Успенская, 21 — угол Маразлиевской, 1