Выставка художника Гегамяна
Открывшаяся 10 сентября 2015 года во Всемирном клубе одесситов выставка произведений известного художника Валерия Арутюновича Гегамяна (1925-2000) посвящена 90-летию со дня его рождения и 25-летию со дня смерти, а также 50-летию со дня создания художественно-графического факультета Южноукраинского национального педагогического университета имени К.Д.Ушинского. Выставка организована и проведена совместно с Музеем современного искусства Одессы. В экспозиции 8 работ мастера из фонда МСИО и 3 работы из частной коллекции Евгения Деменка. Картины показывают диапазон таланта художника: фантастически экспрессивные и прекрасные в своей эмоциональности.
...Валерий Гегамян родился 7 апреля 1925 года в селе Гарни. Его отец, Арутюн Ханагян, был актером, известным комиком Еревана. Независимый характер, остроумие — этого было достаточно, чтобы окончить жизнь в сталинских лагерях. Мать Валерия Арутюновича происходила из старинного княжеского рода Тер-Меликсициан, так что взять девичью фамилию было еще опаснее, чем оставаться на фамилии репрессированного супруга. Имя дедушки маленького Валика было Гегам, вот мама и записала его Гегамяном. Рос мальчик в атмосфере любви, играл на сазе, мечтал стать композитором — на его музыкальные способности обратил внимание Арам Хачатурян. Валик писал рыцарские романы и сам же иллюстрировал их. В четырнадцать лет ему посчастливилось попасть в поле зрения Мартироса Сарьяна, который стал его учителем и духовным отцом. Сын великого художника Саркис был старше Валика на десять лет, но крепкая дружба связывала их, начинающего живописца и молодого поэта и философа, до преждевременной кончины Саркиса, не дожившего и до тридцати лет. Специалисты утверждают, что школа Сарьяна — это школа не только живописи, но и национального самосознания. Не случайно основной темой творчества Гегамяна на долгие годы становится история геноцида народа Армении, а позднее художника так явно влекут образы народного бытия Закарпатья, куда он ездил на пленэры с одесскими студентами. Студенты утверждают, что Валерий Арутюнович учил их так, как учил его Сарьян: работал вместе с ними, не на словах, а на практике показывая, как надо писать. Еще больше он успевал сделать дома. Квартира была его мастерской, местом духовного уединения. Увлеченность работой была всепоглощающей, противостояние злу в произведениях — титаническим. Монументальный диптих «Кровавая свадьба» (каждая из составляющих 5 м на 3,20 м) писался последние пятнадцать лет жизни. Это сцена ассимиляции армян турками, восходящая к событиям 1915 года. В левой части диптиха мы видим убитого жениха-армянина. Он лишен пола, как и изображенный в правой части мертвый отец невесты. Род лишен семени, а значит — продолжения. Лики невесты и матери жениха становятся трагическими масками самой Армении, а покосившийся надгробный камень-хачкар, напротив, словно трепещет, колеблется, призывая сбросить ненавистное иго. У Валерия Гегамяна невероятный стиль работы: по своему разнообразию, по экспрессивности и отточенности линий. Воплощенная в его неповторимой технике эмоция кричит с каждого полотна и всегда овладевает вниманием зрителя. Тяжелые подчас, густые цвета лишь подчеркивают этот мощный, монументальный эффект и заставляют поверить, что действительно перед тобой картина Мастера.
Сочность красок, почти скульптурная точность прорисовки тел, страстная эмоциональность при кажущейся статичности — как жаль, что эти эскизы не стали фресками или мозаичными панно! Немало работ Гегамяна посвящены закарпатским мотивам, теме балета.
Персональная выставка, к сожалению, посмертная (2001 г., ОХМ), поразила многих своими масштабами. Это был и образец творческой лаборатории мастера с десятками подготовительных работ, и теоретически прелюдия к будущей музейной экспозиции. Даже те, кто имел представление о творчестве В.А. Гегамяна, в большинстве случаев не видели его основных работ. Сегодня трудно представить, как бы сложилась творческая судьба многих из нас, если бы не знакомство с Гегамяном. Его требовательность, трудолюбие и самодисциплина, целеустремленность, а также заостренное чувство добра и зла, и как следствие, бескомпромиссность; его общая культура и беззаветное служение искусству — эти и другие качества ежедневно проявлялись в тех или иных поступках, влияя на окружение. Было понятно, что нескольких лет, отведенных для обучения под его руководством, недостаточно, тем более в стенах пединститута с его многопрофильным образованием.
Занятие искусством В.А. Гегамян рассматривал не столько как профессию, сколько как духовное призвание. Он в целом негативно относился к выставочной деятельности, считая, что это отвлекает от творчества. К тому же у него была своя высокая планка, но о его творческих притязаниях мы могли лишь догадываться: Гегамян стремился выработать свой собственный монументальный стиль, как выработал свою систему рисунка и живописи.
Он жил далеко от родины, но не терял духовной связи со своим народом. Вообще, национальный колорит, народное искусство привлекало Гегамяна своей эстетикой. Легендарная фигура одесской живописи Валерий Гегамян покинул нас в 2000 году. Пускай Валерий Арутюнович уже ушел из жизни, многие художники, ныне работающие в Одессе и за ее границами могут считать себя носителями его уникального культурного кода, который он передавал своим студентам более двадцати лет на собственном факультете.
Несмотря на весь вклад его в столь сложную науку взращивания и охраны культурной самобытности Одессы, работы мэтра экспонируются редко. Поэтому 11 полотен, выставленных во Всемирном клубе одесситов, стали своего рода знаковым событием и не могут не вызывать интереса.