Земля предков
Живопись Аллы Крикун – не крикливая и не кричащая. Выставка «одесского Ван Гога» открылась во Всемирном клубе одесситов.
«Тerra madjores» («Земля предков») - так называется новая выставка живописи и графики известной одесской художницы Аллы Крикун. В экспозицию вошли работы разных лет, посвященные самым различным темам. Если бы Алле Михайловне пришло на ум подделать какие-нибудь знаменитые «Подсолнухи» Ван Гога, у нее бы это вполне получилось, недаром ее смелую манеру письма часто сравнивают с холстами великого живописца. Но художнице подделывать кого-либо (хотя бы и самого Ван Гога) совершенно ни к чему; у нее достаточно собственных идей. Букет скромных астр или непритязательной сирени на полотнах Аллы Крикун воспринимаются гимном природе, красоте повседневного бытия.
Для того чтобы оценить ее цветочные натюрморты по достоинству, необходимо отойти на значительное расстояние. Тогда широкие мазки «зазвучат» мощным аккордом, и каждый лепесток, не прописанный до последней жилочки, а лишь намеченный, станет гармоничной нотой в общей партитуре. Очевидно, цветочную тему Алла Михайловна просто обречена продолжать, об этом свидетельствуют и восторженные записи в журнале отзывов, оставленные первыми посетителями вернисажа.
Другая излюбленная тема художницы – море. Море она воспринимает по-особому, предпочитая следить за его изменчивой жизнью с прибрежной кромки. Красота маленьких бухточек, жизнь обитателей морского дна в ее исполнении далеки от чистенького, приглаженного реализма. Манеру Аллы Михайловны не зря сравнивают с Ван Гогом и Сезанном, широкие мазки ее кисти не отображают, а лепят образы. Как говорит сама художница, ей нравится писать не столько людей, вещи или явления, сколько пространство между ними, сотканное из незримых связей, сложных взаимоотношений. А еще Алла Крикун не любит громкоголосого оркестрового звучания, ей больше по душе разнообразные соло — виолончели, фагота, флейты: «Мои картины — одинокая мелодия одного инструмента. Музыка, возникающая ниоткуда и бредущая в никуда…».
На презентации выставки Аллы Крикун. К сказанному следует добавить, что Алла Михайловна окончила знаменитую «грековку», работала декоратором в местных театрах, провела немало персональных выставок и стала победителем II Международной биеннале «Антиреализм» в номинации «Живопись» (Одесса, центр современного искусства «Тирс»). Произведения художницы находятся в музеях Одессы, частных коллекциях Украины, России, США, Канады, Франции, Швеции, Аргентины, Израиля и других стран. В Париже, в Центре современного искусства имени Жоржа Помпиду, тоже имеется творение нашей землячки. Такое признание сочетается с очень скромным уровнем жизни, что характерно для многих талантливых украинских мастеров.
Любовь к морю Алла Михайловна сочетает с восхищением степной природой, созданием портретов (в том числе и просоленных морскими ветрами рыбаков). Подчас суровые будни ее не пугают — разговоры с друзьями о тех же Ван Гоге и Сезанне, прогулки к морю, упорная работа… Понемногу отступают проблемы. Остается мелодия одинокой женской души, чуткой ко всему прекрасному.
«Алла очень естественна, очень со-природна, - говорит вице-президент Всемирного клуба одесситов Евгений Голубовский. – Ее прочная связь с культурой предков очевидна в каждой работе».
«Люблю Аллочку еще и за то, что она настоящая, искренняя во всем, и в искусстве, и в жизни, - добавляет одесская поэтесса Алена Щербакова. – Ей можно верить в любом высказывании. Вот какая она есть, такова и в своих картинах. Не кричащая, не крикливая (тут она вовсе не похожа на свою фамилию), но убедительная и мощная».
Мария Гудыма
Работы Аллы Крикун