«Благодарю и прославляю…»
13 марта во Всемирном клубе одесситов отмечали 95-летие со дня рождения замечательного одесского живописца Дины Михайловны Фруминой (1914 - 2005). В этот день здесь собрались ее друзья, почитатели ее яркого таланта, все, кому дорого ее творчество. Юбилей мастера был отмечен двумя культурными акциями: открытием выставки акварельных работ Дины Михайловны и выходом в свет в издательстве «Друк» первого сборника ее стихотворений. Она писала их на протяжении долгих лет, для себя, выражая в поэзии, как и в изобразительном искусстве, самые сокровенные чувства и переживания. Но о стихах знали только самые близкие люди Дины Фруминой. Дина Михайловна признавалась: «Что еще делать в бессонные и длинные ночи? Пишу для себя».
После смерти художницы друг семьи, искусствовед и галерист Тамара Михайличенко обнаружила целый чемодан изящных, очень грустных, поэтических произведений и решилась издать малую часть из них. Ей принадлежит заслуга не только издания сборника, но и организация, да не одной, а целой серии юбилейных выставок в разных выставочных залах города.
Справляю поминальный день
По тайне первого свиданья
С тобой, уйдя в ночную тень,
Как в бесконечность мирозданья.
Поверить трудно, что когда-то
Взошла я на вершину счастья,
Где было все светло и свято
И не грозило нам ненастье…
Но помнить не хочу о том,
Что обернулось страшным сном.
Да будет светлой моя память,
Как утро, встреченное нами.
И дни, когда любви светило
Над нами ласково всходило
И нежно волновало грудь.
Эти строчки Дина Михайловна написала за три года до ухода из жизни, когда ей было уже 88. Грустно признавать, но судьба оказалась к этой незаурядной, от природы очень одаренной, необыкновенной женщине очень сурова и скупа. Не баловала наградами и почестями. Да и крупных персональных выставок, соответствующих масштабу ее личности, было всего две – в самом расцвете творческого пути (1946) и на закате (2002). Кто виноват – злой рок, жестокое время или гордый нрав и цельная натура художницы, выбравшей трудный путь в искусстве и не шедшей ни на какие компромиссы ради получения каких-то преимуществ и выгод?... Она была достойна многого.
Пятнадцатилетней девочкой Дина Фрумина приехала из Ананьева в Одессу, поступила в Художественную профшколу, где ее первым учителем был М.К. Гершенфельд (1880-1939) — живописец, график, театральный художник, участник знаменитых парижских «Салонов». Через три года, блестяще окончив Художественную школу, Фрумина поступила на графический факультет Одесского художественного института, сразу на второй курс. И снова повезло с преподавателями: Михаил Жук, Теофил Фраерман, Моисей Муцельмахер. В 1934 г., когда Одесский художественный институт был реорганизован в Художественное училище, а в Киеве был открыт Художественный институт (ныне Академия художеств), Дина Фрумина решает продолжить обучение в Киеве. За отлично исполненную экзаменационную работу ее принимают без конкурса на первый курс в мастерскую художника Ф.Г. Кричевского. Свою дипломную работу Фрумина защитила уже в Самарканде в 1942 году, куда в начале войны переехал институт. Руководителем был профессор Московского художественного института знаменитый Сергей Герасимов. В октябре 1943 года вместе с Художественным институтом Фрумина попадает в Москву. За представленные этюды о Самарканде ее принимают в Союз художников Москвы (МОСХ). В Москве она работает в мозаичной мастерской Павла Корина. Но после окончания войны все оставляет и возвращается с семьей в Одессу.
Возвращается уже как признанная художница. Организует большую выставку в Музее Западного и восточного искусства. И… вызывает недовольство официальных властей, окрестивших талантливую художницу Ахматовой в живописи, – испугавшихся собственного почерка художницы, столь отличного от сложившихся традиций соцреализма. На многие годы выставочная деятельность ограничилась участием в выставках отдельными произведениями, которые всегда выделялись, служили украшением экспозиций. Двадцать лет (с 1948 по 1968 г.) отдала Дина Михайловна Одесскому художественному училищу, преподавая живопись, рисование и композицию. Здесь в 1952 г. она основала музей училища, экспонатами которого стали лучшие работы учащихся. В числе ее учеников много талантливых художников: И. Островский, Л. Межберг, Г. Малышев, С. Сычев, А. Фрейдин, М. Ивницкий, Д. Беккер, А. Басанец. Лишь спустя более полувека, в ноябре 2002 года, в трех залах Одесского музея Западного и восточного искусства, снова открылась крупная персональная выставка художницы Д.М. Фруминой.
А на 90-летие живописца откликнулась лишь галерея "Мост". В ней и состоялись две последние, очень скромные, камерные выставки Дины Михайловны Фруминой. Но какой же был сильный внутренний стержень - опора личности в бедах житейского быта, в сохранении верности своему творческому пути,- что давал ей силы жить, работать и не продавать, не разменивать свои полотна. Честь, достоинство и женственность во всех ее словах и действиях – об этих главных чертах ее характера, облика говорили выступавшие в стенах Всемирного клуба одесситов. Это, прежде всего, редактор альманаха «Мория» Геннадий Кацен, который дружил с художницей в последние годы и которому удалось при жизни Дины Михайловны опубликовать ее воспоминания; и театровед и режиссер Валерий Бассель, автор документального фильма о Д.М.Фруминой. Спустившись в кинозал, гости вечера посмотрели киноленту, вспомнив еще раз этого талантливого, разностороннего человека, художника, поэта, удивительную женщину, с которой нам довелось жить в одном городе.
Н.Б.