colontitle

Возвращение в Одессу

Встреча с Алесандрой Ильф во Всемирном клубе одесситов

Марина Жуковская, Александра Ильф, Валерий Хаит на встрече с Алесандрой Ильф во Всемирном клубе одесситов.Марина Жуковская, Александра Ильф, Валерий Хаит на встрече с Алесандрой Ильф во Всемирном клубе одесситов.Как порой запутанно, непредсказуемо, лукаво тасует свои волшебные карты, плетет искусные сети Судьба-индейка. Никогда не угадать, кому она уготовила посмертную славу, кому – забвение, а кому – спустя десятилетия – чудесное возвращение из небытия.

В обычной одесской семье, жившей в доме по Малой Арнаутской, у мелкого банковского служащего Арье Файнзильберга росло четыре сына. Отец мечтал обеспечить мальчиков надежной профессией, хотел, чтобы сыновья пошли по коммерческой части. Не вышло. Уверен был, что все наследники продолжат его фамилию. Ан нет. И при этом глава семейства мог бы гордиться своими замечательными сыновьями. Ведь «братья Ф.», пристрастие к искусству у которых было в крови, стали примером исключительной одаренности.

Илья, сменив длинную родовую фамилию на краткую Ильф, стал замечательным писателем-сатириком. Два других брата – Александр и Михаил, избрав для себя художественную стезю, тоже взяли псевдонимы: Александр на итальянский манер – Сандро Фазини (S. Fasini), Михаил на музыкальный – Ми-фа, потом — МАФ. Угодил отцу только младший Вениамин, выучившийся на топографа и не сменивший трудновыговариваемую фамилию на более благозвучную.

Знаменательно, что призванием всех четверых оказалась фотография: Фазини был фотографом-профессионалом, МАФ — любителем, Илья Ильф сравнительно недавно был «открыт» как тонкий лирический фотомастер, младший, переживший братьев на полвека, оставил отличное фотонаследие — портреты и пейзажи.

Как ни парадоксально, несмотря на одесское происхождение, талантливый художник и фотограф Сандро Фазини долгие годы был известен лишь на Западе. На родине его открыли сравнительно недавно. В советские годы было лишь несколько строчек в биографическом словаре художников русского зарубежья. Но кто скрывался за таинственным псевдонимом, оставалось тайной. Долгие годы не знала о существовании дяди Александра, старшего брата отца, даже Александра Ильинична Ильф, единственная дочь и племянница братьев Файнзильберг. И тому были веские причины.

Талант в будущем художнике обнаружился рано. В Одесском архиве спустя годы найдут прошение Саши Файнзильберга о принятии его в число учеников художественного училища Одесского общества изящных искусств.

Еще учась в училище, Сандро Фазини становится сотрудником популярного одесского сатирического журнала «Крокодил». Его рисунки, карикатуры, фотоэтюды сразу выдают его незаурядные способности. Он иллюстрирует поэтические альманахи 1915—1917 годов, пишет декорации к авангардным спектаклям, расписывает интерьеры литературно-поэтических клубов.

В 1917 году Фазини примыкает к Обществу Независимых художников, участвует в их выставках.

Когда в Одессе настали «окаянные дни», художник эмигрировал и в 1922 году обосновался в Париже — Мекке художников. Там он продолжает работать и завоёвывать популярность.

Современные французские искусствоведы называют Фазини «одним из исключительно интересных мастеров Парижской школы». Его работы экспонировались в Осеннем Салоне, Салоне Тюильри и Салоне Независимых, висели бок о бок с полотнами Пикассо. Он прожил здесь двадцать лет. Но Мекка художников десятых годов обернулась Голгофой в сороковых.

В 1942 году Сандро Фазини вместе с женой был арестован французской полицией, а затем оба были казнёны в Освенциме...

Очень долго об одесско-французском художнике и фотографе, работавшим под псевдонимом Сандро Фазини, ничего не было известно. Переписка с ним родных прервалась в 1930-е годы.

Вице-президент Всемирного клуба одесситов Евгений Голубовский, изучая в конце 1950-х архивы юмористического журнала «Крокодил», натолкнулся на иллюстрации с подписью автора Сандро Фазини, затем встретил его работы в одесских альманахах. Желая выяснить больше о жизни и творчестве талантливого художника, живописца и фотографа, Евгений Михайлович был весьма удивлен, узнав, что Сандро Фазини – родной брат Ильи Ильфа.

Изучением творческого наследия Фазини, более двадцати лет занимается Александра Ильф. Огромную работу по поиску материалов об этой незаурядной личности ведет заместитель директора по научной работе Одесского литературного музея Алёна Яворская.

Результатом этих усилий стало сразу два важных события в художественной жизни Одессы.

Второго апреля во Всемирном клубе одесситов открылась первая в нашем городе выставка произведений еще не оцененного по заслугам художника Сандро Фазини – графических, живописных работ и фотографий. Сделать это было очень непросто, ведь работы Фазини рассеяны по всему миру, находятся в музейных собраниях и многочисленных частных коллекциях.

Здесь же развернулась большая фото-экспозиция, посвященная истории необыкновенной семьи Файнзильбергов.

Все работы кисти Фазини вошли в книгу, посвященную жизни и творчеству тонкого элегантного художника, великолепного фотографа, презентация которой состоялась третьего апреля в Золотом зале Литературного музея. Есть в книге и фотографии из семейного альбома Файнзильбергов, и письма художника к братьям Илье и Михаилу.

Она должна напомнить одесситам о еще одном несправедливо забытом талантливом соотечественнике. Книгу о художнике Фазини, выпущенную в Москве, из-за дороговизны цвета и стесненности в средствах, Александре Ильф пришлось оформить лишь черно-белыми иллюстрациями. Отрадно, однако, что в Одессе удалось выпустить диск, в котором все работы Фазини предстают в цветном изображении.

На вечере во Всемирном клубе одесситов, посвященном нашему земляку Сандро Фазини, Александра Ильф, выступая, с удовлетворением отметила:

– Племянницей можно родиться. А можно стать. Теперь я по праву, по-настоящему стала племянницей этого замечательного художника.

Александра Ильинична рассказала, что даже заказала в Одессе визитки, на которых указано: «Александра Ильф – племянница художника Сандро Фазини». Кстати, род Файнзильбергов не прерван: у братьев есть достойный продолжатель, сын Александры Ильиничны Илья, живущий ныне в Израиле.

Наталья Бржестовская

На встрече с Алесандрой Ильф во Всемирном клубе одесситов.На встрече с Алесандрой Ильф во Всемирном клубе одесситов.