colontitle

Управляющий временем.

Творческий человек относится творчески ко всему, к чему прикоснется. Яркий пример этой истины – Заслуженный художник Украины, известный одесский скульптор Михаил Рева. Помню, как я была поражена метморфозой выставочных залов Музея западного и восточного искусства, когда там открылась масштабная выставка работ,посвященная 45-летию художника. Музей тогда находился в затяжном ремонте, впрочем, он и сейчас не завершен. А Миша, готовя юбилейную экспозицию, неожиданно преобразил тогда все три зала, задекорировав облупившиеся музейные стены и, мало того, подарив и установив новое световое оборудование, давно необходимое выставочным залам.

Недавно Михаил Рева отпраздновал очередной день рождения. А 15 марта состоялся его творческий вечер во Всемирном клубе одесситов. И вновь – восторг и удивление. Зал ВКО, к счастью, в ремонте не нуждается: недавно он засверкал свежими красками. Но то, что сотворил с ним Михаил, готовясь к этой встрече, как преобразил хорошо знакомое пространство, заслуживает отдельных аплодисментов. Зрители перенеслись в записные книжки художника, оказались в окружении рисунков, набросков, эскизов мастера.

Михаил Рева, напомню, является автором известных скульптур и архитектурных объектов в Одессе. Среди них – «Ангел милосердия» над входом в Центр реабилитации имени Бориса Литвака, движущиеся скуптуры на аллее в Аркадии, «Двенадцатый стул», «Памятник любви» в Горсаду, теперь к ним добавились «Одесские часы»...

Идею последнего объекта подсказал художник Резо Габриадзе, убедивший, что Одессе нужны свои часы. Теперь в Горсаду есть оригинальный памятник«Одесское время», который мог появиться только в Одессе. Вот только жаль, что идея вращения сложного механизма не совпала с атавистическими привычками нашего общества. Да и само нынешнее состояние Одессы навевает грусть и уныние.

М.Рева:«Теперь я хожу по городу тропами: много болевых точек. Так, с некоторых пор стал обходить Греческую площадь – сердце болит, что с ней сотворили. Обхожу и площадь Толстого: не могу видеть того, что выросло на месте на Провиантской улице. Стильным дизайном в Одессе могут похвастать разве что кафе и рестораны, поскольку это часть бизнеса. А вот градосоставляющие элементы городской среды, сохранение исторического центра мало кого заботят. Главный городские проблемы,– бессистемность. Мы живем во времена фейка. Кругом много фальшивого, поддельного, которое выдается за подлинное. Должно заботить и то, кто придет нам на смену. Увы, Одесское художественное училище утратило свои творческие позиции. Прежних учителей нет, и тех, кто бы пришел им на смену, тоже нет. Но талантливая молодежь в Одессе по-прежнему есть».

Для поддержки молодых художников и скульпторов и реализации интересных проектов Михаил Рева инициировал благотворительный фонд. Он позволит воплощать в жизнь интересные проекты, находить для этого средства.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Гости вечера могли заглянуть в мастерскую-студию художника и понаблюдать, как работает Михаил Рева над своими произведениями. Так, было представлено несколько короткометражных фильмов, первый из которых – «Скульптор за работой», отражает труд мастера, обычно скрытый от чужих глаз, неспешную работу мысли, воплощение задуманной идеи в металл и камень.

Выпускник знаменитой «Мухинки», Академии декоративно-прикладного искусства и дизайна имени Мухиной в Санкт-Петербурге, награжденный по ее окончании золотой медалью Академии художеств СССР, Михаил Рева признает, что в Одессе ставить памятники очень сложно: «Одесса обладает тонкой «скрипичной» душой. Ей противопоказан монументализм, гигантский размах. И одесситы любят лишь те памятники, что становятся частью пейзажа, остальным же дают клички. Слава Богу, мои работы эта участь миновала».

С легкой руки Михаила к 200-летию Одессы у нас появился фонтан «Источник», и многие уверовали, что он там «прописан» давно», едва ли не со дня становления города. Ему мы должны быть благодарны и за то, что монументальная скульптура Эрнеста Неизвестного «Золотое дитя», к которому Рева создал барельефы «Четыре стороны Света», установлена на Морвокзале, а не на углу Жуковского, как предполагалось вначале.

И здание Центра реабилитации на Пушкинской улице, известное ныне, как Дом с Ангелом, изначально по проекту было скучным, без затей, совковым кубом. А Михаил придумал зеркальный эркер, в котором отражаются платаны старинной улицы и над которым парит Золотой Ангел, удачная идея.

М.Рева – востребованный художник, чьи реализованные проекты можно увидеть сегодня в разных частях света, в том числе и в США. «История одного дня» – еще один фильм, анимационный, в основу которого легли работы мастера, и отражающий этот день – 11 сентября 2001 года, который застал Михаила в Нью-Йорке.

«В искусстве важно быть экспериментатором, уметь импровизировать», уверен художник и убедительно доказывает это своим творчеством. Так, в Центре культуры вина Шабо с недавних пор находится единственный в Украине памятник виноградной лозе – древнему солнечному символу плодородия, изобилия и богатства. Бронзовая виноградная Лоза Михаила Ревы с едва пробивающимися листочками будто «вырастает» прямо из земли и являет собой универсальный образ Древа жизни.

Еще одно «древо» работы Михаила Ревы появится увековечит вскоре имя выдающегося украинского актера Богдана Ступки. Они дружили. Михаил даже стал крестником Богдана-младшего.

«Когда я получил этот заказ, родственники великого актера обратились именно ко мне с этой просьбой, то все скульпторы Киева меня возненавидели»,– смеется Михаил.

Еще одна тяжелая тема, над которой сейчас работает художник,– мемориал «Бабий Яр», который появится под Киевом.

Но есть и радостная новость, которой поделился художник. В скором времени Одесса обзаведется еще одним архитектурным объектом. Новую идею Михаилу Реве подсказали его друзья одесситы-эмигранты. Скульптурная композиция, посвященная одесситам всех стран и континентов, будет называться «В поисках счастья». Ее установят на Александровском проспекте, там, где еще не так давно выстраивались две очереди: первая состояла из желающих купить, продать или обменять квартиру, а вторая – из ожидающих разрешения на отъезд. Ностальгическая тема.

Наталия Бржестовская.

Фото автора.