colontitle

Тайны Жеваховой горы. Лекция профессора Добролюбского

Гостеприимные стены Всемирного клуба одесситов в очередной раз собрали почитателей профессора Добролюбского и любителей истории Одессы. В зале, как говорится, негде яблоку было упасть.

В ходе лекции Андрей Добролюбский посвятил наших любознательных гостей в тайны происхождения Жеваховой горы, которая, как выяснилось в ходе научных раскопок, оказалась древнейшим на сегодня образцом древнегреческого святилища – омфалоса, более поздний подобный аналог которого находится в Дельфах, в Греции. "Омфал" – с древнегреческого переводится как "пуп земли". В античном мире он трактовался, как центр мироздания. На Жеваховой горе этот "центр" располагался в середине ямы, символизировавшей собой мироздание. То есть, древние греки соорудили на горе миниатюрную модель мира.

В специальных культовых ямах археологи обнаружили «дары» древнегреческих жителей берегов Одесского залива: амфоры, рыбные тарелки, перстни, бронзовые наконечники стрел, рыболовные грузила, железные ножи, и так далее. Древние культовые святилища на Жеваховой горе датируются 4-5 тысячелетиями нашей эры. В античное время через нынешний Одесский залив пролегал морской торговый путь из Средиземноморья в крупнейший греческий город северо-западного Причерноморья – Ольвию, а также в крымские порты. Эта местность у Гомера описана, как «край океана», «царство мертвых», «Город мужей киммерийских».

Древние греки воспринимали эту местность, как главный вход в Аид, который, как известно из древнегреческих мифов, обслуживали провидцы, входившие в определенное трансовое состояние под воздействием зловоний, исходящих от Дракона. Находящийся и по сей день в этих краях Куяльник идеально подходил для расположения подобого культового святилища.

В ходе раскопок было обнаружено несколько десятков культовых ям, которые предназначались для отправления обрядов, связанных с плодородием, земледелием и поклонением мертвым. По словам профессора Добролюбского, именно здесь Одиссей, согласно описанию Гомера, нисходил в Аид для общения с уже умершим провидцем Тересием.

В ходе исследований Андрей Добролюбский обнаружил, что это место было обозначено на древнейших картах Атосфена ( 4 век до н.э.), которые, к сожалению, не дошли до нас, но на них ссылается Флавий Арриан в своем перипле. Данный факт, по словам профессора, подтверждает версию о том, что именно здесь, по верованию древних греков, располагался вход в царство Аида. Найденные сведения синхронны культовым ямам, обнаруженным на Жеваховой горе и именно поэтому трудно преувеличить археологическую ценность находок.

К сожалению, понимание данного факта пока не привело к попытке уделить должное внимание находкам и открытиям профессора Добролюбского. Остается только верить, что только благодаря энтузиазму Андрея Добролюбского и, любящих свой город одесситов, возможно сохранение исторического наследия нашего города для наших потомков.