colontitle

Одесская национальная музыкальная академия: 100 лет музыки и вдохновения

Влада Галина

А. СоколА.В. Нежданова8 сентября 2013 года Одесская консерватория, ныне – Одесская национальная музыкальная академия им. А.В. Неждановой, торжественно отметит 100-летие со дня основания. В этот день в 12.00 в Большом зале ОНМА состоится открытое заседание Ученого совета и трудового коллектива академии, а затем – концерт студентов и аспирантов, завоевавших звания лауреатов международных конкурсов. А вся Одесса с гордостью будет чествовать свой знаменитый вуз 27 сентября: в шесть часов вечера в Одесском национальном академическом театре оперы и балета состоится торжественная церемония награждения сотрудников ОНМА и концерт, в котором примут участие и преподаватели, и воспитанники академии.

О том, с каким достижениями подошло учебное заведение к столетнему юбилею, кто золотыми буквами вписан в его историю и кто сегодня достойно продолжает славные традиции, мы беседуем с ректором Одесской национальной музыкальной академии имени А.В. Неждановой, доктором искусствоведения, профессором, членом-корреспондентом Национальной академии искусств Украины, академиком АНВО Украины, заслуженным деятелем искусств Украины Александром Соколом.

– Александр Викторович, наш разговор логично начать с истории. В каких еще городах Российской империи были консерватории в достопамятном 1913-м?

– Одесситы по праву могут гордиться тем, что Одесса стала четвертым на территории России городом – после Санкт-Петербурга, Москвы и Саратова, где по решению Главной дирекции Императорского Российского музыкального общества была учреждена консерватория. Одесский вуз был создан на базе музыкального училища. И поскольку в Одессе, которая в ту пору занимала третье место в империи по количеству жителей, проживало множество выходцев из европейских стран и были очень развиты международные связи, то к становлению консерватории сразу были привлечены выдающиеся музыканты-педагоги из Италии, Польши, Чехии, Германии, Австрии, а также Санкт-Петербурга и Москвы. Первым ректором стал польский композитор, пианист, симфонический дирижер и музыковед Витольд Малишевский – ученик Н.А. Римского-Корсакова. Поэтому не удивительно, что Одесская консерватория очень быстро развивалась и с самого начала стала высшим учебным музыкальным заведением европейского уровня. Кстати сказать, в учебных программах некоторых курсов (например, гармонии, сольфеджио), тексты и содержание занятий поначалу даже печатались на немецком языке.

– Когда и почему Одесской консерватории было присвоено имя Антонины Неждановой?

– Одесская консерватория носит имя выдающейся певицы Антонины Васильевны Неждановой с 1950 года. И, конечно, абсолютно обоснованно. Можно считать, что успехи прославленной вокальной школы Одесской консерватории «освящены» ее именем и творчеством.

Великая певица родилась в Одессе, в 1873 году, училась в Мариинской гимназии и даже некоторое время преподавала здесь русский и немецкий языки. В гимназии она училась пению у Софии Рубинштейн – сестры Антона и Николая Рубинштейнов, основателей Петербургской и Московской консерваторий, а потом продолжила образование в Москве. Народная артистка СССР, лауреат Государственной премии СССР, профессор Московской консерватории, доктор искусствоведения – несмотря на все эти высокие звания и всемирную известность, Антонина Васильевна Нежданова никогда не забывала о родном городе и оказывала поддержку в деятельности Одесской консерватории.

– Какими еще выдающимися именами, какими знаковыми достижениями в художественной, научной и методически-педагогической сферах по прошествии столетия может гордиться возглавляемое вами учебное заведение?

– На мемориальной доске в Большом зале ОНМА высечены имена тех, кто закончил Одесскую консерваторию с отличием до 1950 года и стал ее славой в будущем. Среди славных имен пианисты – Эмиль Гилельс, Берта Рейнгбальд, Татьяна Гольдфарб, Людмила Гинзбург, Ида Гольдфарб, Сарра Плещицер, Григорий Эдельман, Лев Баренбойм, Мария Гринберг, Яков Зак; скрипачи – Давид Ойстрах, Елизавета Гилельс, Михаил Фихтенгольц, Михаил Гольдштейн, Ольга Каверзнева, Роза Файн, Фаня Макстман, Леонид Лембергский; певцы – Ольга Благовидова, Елизавета Чавдарь, Раиса Сергиенко, Галина Олейниченко, Бела Руденко, Михаил Гришко; композиторы – Константин Данькевич, Климентий Корчмарёв, Николай Вилинский, Борис Шехтер, Александр Коган, Леонид Гуров; дирижеры – Исидор Зак, Марк Паверман; хормейстеры – Константин Пигров, Дмитрий Загрецкий. Эти имена являлись образцами музыкального искусства в минувшие годы, остаются таковыми сегодня, и, уверен, будущие поколения тоже будут на них ориентироваться.

Зданию одесской консерватории тоже 100 летМногие преподаватели консерватории создали свои выдающиеся школы, которые легли в основу художественного развития вуза. Это знаменитый профессор Петр Столярский, благодаря которому Одесса стала восприниматься во всем мире как город виртуозов-скрипачей. Это яркие представители вокального искусства Ольга Благовидова, Николай Огренич, Евгений Иванов, Александра Фоменко, Таисия Мороз и Наталья Войцеховская. Одесская школа хорового искусства создавалась и развивалась Константином Пигровым, Верой Луговенко, Дмитрием Загрецким, а композиции – Витольдом Малишевским, Серафимом Орфеевым, Игорем Ассеевым, Александром Красотовым, Юрием Знатоковым. Весомый вклад в развитие методики обучения игры на духовых инструментах внесли Василий Повзун и Владимир Луба, на народных – Валентина Ефремова, Владимир Касьянов, Василий Евдокимов, Дина Орлова, на фортепиано – Людмила Гинзбург и Александр Бугаевский. Георгий Вирановский и Юлия Малышева вписали свои страницы в области музыковедения.

Среди воспитанников ОНМА – всемирно известные, выдающиеся музыканты-исполнители, композиторы, руководители хоровых коллективов Иван Пономаренко, Константин Данькевич, Герой Украины Анатолий Авдиевский, Виталий Газинский, Михаил Гринишин, Иван Слякоть, Евгений Кухарец, Анатолий Мархлевский, Евгений Дущенко, Петр Горохов, Георгий Косинский, Стефан Крижановский, Василий Шип.

– Кто сегодня развивает художественные традиции консерватории?

– Преемниками упомянутых выдающихся преподавателей стали ныне работающие в академии мастера музыкального искусства, педагоги, создатели самобытных творческих школ: Галина Поливанова, Алиса Джамагорцян, Василий Навротский (сольное пение); Игорь Сухомлинов, Галина Попова, Анатолий Кардашов (фортепиано); Григорий Лиознов, Алла Серебри, Леонид Бутенко (хоровое искусство); Михаил Турчинский, Александр Станко (скрипка); Калио Мюльберг (духовые инструменты); Кармелла Цепколенко, Юлия Гомельская (композиция); Виктор Власов (народные инструменты); Елена Маркова, Александра Самойленко (музыковедение). Я тоже реализую свой творческий и научный потенциал на этой кафедре.

Наши преподаватели – высокопрофессиональные мастера музыкального искусства, методисты и научные работники. В ОНМА работают 4 академика, 9 народных артистов, 30 профессоров, 10 докторов наук, 79 кандидатов наук, 82 доцента, 15 заслуженных деятелей искусств Украины, 31 заслуженный артист Украины, 4 заслуженных работника культуры и народного образования Украины. Научно-педагогический потенциал штатных работников академии достигает 80%.

Большой музакадемии имеет уникальную акустику– Кого же готовит такой именитый и высокопрофессиональный коллектив?

– В ОНМА – вузе IV уровня аккредитации – готовят бакалавров, специалистов, магистров. У нас также обучаются аспиранты, докторанты, ассистенты-стажеры, соискатели ученых степеней кандидата и доктора искусствоведения. Действует специализированный ученый совет по защите кандидатских диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», и, начиная с 2002 года, уже защитилось 110 человек, в том числе – более 20 иностранных граждан. В 2009 году открыта докторантура.

Обучение проводят 15 кафедр. В последние годы созданы кафедры «Симфоническое дирижирование», «Теоретическая и прикладная культурология». Введены новые курсы: для вокалистов – «Джазовая вокальная импровизация», для композиторов – «Основы электронной музыки», для музыковедов и магистров – «Компьютерное редактирование», для хормейстеров – «Основы регентской практики». Для магистров создан курс «Логика и основы научных исследований». Открыты классы бандуры, классической гитары.

О высоком уровне подготовки музыкантов в Одесской музыкальной академии свидетельствуют красноречивые цифры: с 2005 года больше тысячи ее воспитанников получили звание лауреатов и дипломантов международных и всеукраинских конкурсов, чем прославили отечественную педагогическую и исполнительскую школы. В 2008 году 85 талантливых студентов и аспирантов ОНМА стали лауреатами конкурсов, в 2009-м – 169, 2010-м – 178, 2011-м – 216, а в 2012-м – уже 264!

Симфонический оркестр академии Камерный оркестр Оркестр народных инструментов Капелла бандуристов Студенческий хор

– Общеизвестно, что в вашем вузе создано немало замечательных музыкальных коллективов. Назовите их, пожалуйста.

– Это гордость академии. Можно считать одними из лучших в Украине симфонический оркестр, которым руководит заслуженный деятель искусств, академик, профессор, заведующий кафедрой симфонического дирижирования, кандидат педагогических наук Сергей Мацоян; оркестр народных инструментов (дирижеры – заслуженный артист Украины, профессор Александр Олейник и заслуженный артист Украины Роман Казак); капеллу бандуристов; духовой оркестр (дирижер – заслуженный артист Украины Владимир Лясота). Продуктивно работает камерный оркестр под руководством доцента Владимира Маличкина. А постоянные выступления по выходным духового оркестра в ротонде Горсада стали украшением и знаковой приметой Одессы: за 10 лет дано около 800 концертов!

Особо хочу сказать о студенческом хоре академии. Этот коллектив, где художественным руководителем является профессор Григорий Лиознов, а дирижером – доцент Галина Шпак, в 2006 году завоевал первые места в двух номинациях на 35-м Международном конкурсе хоровых коллективов во Франции. В 2009 году хор ОНМА получил диплом Министерства культуры и туризма Украины «За высокое творческое мастерство».

Славные хоровые традиции продолжает и другой коллектив. Дело в том, что при музыкальной академии существует бесплатная школа педагогической практики по всем академическим музыкальным специальностям, выпускники которой могут затем поступать в ОНМА. Школа имеет сводный детский хор под руководством доцента, кандидата искусствоведения Евгении Бондарь, в котором в трех группах, отвечающих возрастным категориям, поет 80 детей. В 2008 году хор школы педпрактики завоевал первое место и золотую медаль на Международном фестивале в г. Будапеште, в 2009 Гран-при в г. Тересполь (Польша).

А при кафедре сольного пения действует двухлетнее подготовительное отделение со студенческим уставом учеников, стипендиями и всеми правами студентов. Выпуск оперных певцов на 5-м курсе проводится кафедрой оперной подготовки, которая имеет оперную студию и свой симфонический оркестр.

– В последние годы очень активизировалась фестивальная и конкурсная организаторская деятельность ОНМА. Это ведь не только очень важная слагаемая для имиджа академии и музыкальной Одессы в целом, но и хороший стимул для студентов и преподавателей?

– Безусловно. В первую очередь мы готовим исполнителей, людей, любящих сцену. И главный девиз академии: «Наше сердце – сцена». Подготовка и участие в музыкальных конкурсах, фестивалях, концертах еще в студенческие годы – важнейшее условие становления будущих успешных артистов. И это для нас как инициаторов и организаторов – главный движущий стимул. Приятно, что наши усилия увенчались успехом.

Выдающимися художественными событиями были признаны все пять Международных конкурсов пианистов памяти Эмиля Гилельса, которые состоялись в 2001, 2003, 2006, 2009 и 2012 годах. Я являюсь генеральным директором конкурса, а исполнительным директором – заслуженный работник культуры Украины Татьяна Алейникова-Сокол. После четвертого форума, состоявшегося в октябре 2009 года, конкурс был принят во Всемирную ассоциацию Международных конкурсов и каталогов. А в 2012 году Конкурс памяти Э. Гилельса объявлен плановым мероприятием Министерства культуры Украины и зарегистрирован в Министерстве юстиции как государственный. До сих пор такой привилегии в нашей стране был удостоен лишь Международный конкурс молодых пианистов памяти Владимира Горовица в Киеве.

Лауреаты конкурса выступают в концертах филармонического абонемента «Звезды, зажженные гением» совместно с Камерным оркестром Одесской филармонии под руководством заслуженного артиста Украины Игоря Шаврука и выпускника нашей академии, художественного руководителя филармонии Владимира Дикого, а также с симфоническим оркестром ОНМА.

В 2010 году Одесская музыкальная академия инициировала и провела первый Международный конкурс вокалистов памяти Антонины Неждановой. В его подготовке и проведении ко мне и Татьяне Вячеславовне как основным организаторам присоединилась солистка Одесского театра музыкальной комедии, доцент ОНМА, народная артистка Украины Ольга

Оганезова – она стала артистическим директором. А кафедра сольного пения во главе с профессором, народной артисткой Украины Галиной Поливановой открыла ежегодный филармонический абонемент «Шедевры мировой оперной классики».

Уже 19 лет подряд проходит с участием кафедры теории музыки и композиции ОНМА уникальный Международный фестиваль «Два дня и две ночи новой музыки», арт-директором которого является профессор академии, заслуженный деятель искусств Украины Кармелла Цепколенко.

И этим наша конкурсная палитра не исчерпывается. Почти ежегодно в академии проводятся кафедральные конкурсы: пианистов – памяти профессора Людмилы Гинзбург, скрипачей – памяти Давида Ойстраха. Стали традиционными международные фестивали духовой музыки Windmusicfest, гитарного искусства Guitarspringfest – проведено уже 5 фестивалей, народного академического искусства «Южная Пальмира», вокальный фестиваль памяти народной артистки Украины, основателя Одесской вокальной школы Ольги Благовидовой и хоровой – памяти корифея хорового искусства Константина Пигрова. С 2011 года кафедра народных инструментов ежегодно проводит фестиваль-конкурс народных инструментальных ансамблей и вокалистов «Память о Большой Победе».

В ноябре 2012 года был проведен фестиваль музыки одесских композиторов, посвященный 100-летию одесской композиторской школы и 75-летию Одесской организаторов Украины. В четырех концертах приняли участие студенческий и детский хоры, духовой оркестр академии, Одесский национальный филармонический оркестр, оркестр народных инструментов ОНМА. Раз в два года кафедра теории музыки и композиции с участием Одесской организации Национального союза композиторов Украины, председателем которой я являюсь, проводит областной конкурс юных композиторов «Art at composition». И в этом году состоится уже 16-й такой конкурс.

Не отстают от коллег и наши музыковеды, искусствоведы. Кафедра истории музыки и музыкальной этнографии проводит Международную научно-творческую конференцию «Современные музыкальные инновации: опыт и проблемы развития музыковедения», всеукраинские молодежные конференции «Дни науки» и «Музыкальное искусство и наука в начале третьего тысячелетия».

Кафедра прикладной и теоретической культурологии – конференцию «Музыкальное искусство и культура: Запад-Восток» и международную научно-практическую конференцию «Трансформация музыкального образования и культуры в Украине».

– Впечатляющая деятельность! Хочется пожелать вам дальнейших успехов на этом пути. И, наверняка, это одно из тех достоинств музыкальной академии, которое привлекает сюда на обучение иностранных студентов?

– Конечно. В нашем вузе получили и продолжают получать высшее музыкальное образование сотни иностранных граждан из Китая, России, Эквадора, Германии, Швейцарии, Беларуси, Польши, Болгарии, Вьетнама, Латвии, Черногории и других стран. Уже много лет академия готовит кандидатов наук из числа иностранных граждан.

Общая творческая международная деятельность – обмен студентами и преподавателями, мастер-классы, концерты выдающихся мастеров – проводятся совместно с зарубежными консерваториями, высшими музыкальными школами и академиями, музыкальными коллективами городов Оулу и Куопио (Финляндия), Фрайбурга, Троссингена, Мюнхена, Кёльна, Эссена и Берлина (Германия), Генуи (Италия), Валенсии и Сеговии (Испания), Москвы и С.-Петербурга (Россия), Лондона (Великобритания), Кишинева (Молдова), Загреба (Хорватия), Тяньцзиня, Уханя и Чанчуня (Китай), Варшавы (Польша) и других.

Привлекает к нам и то, что в академии творчески, с успехом работает редакционно-издательский отдел. Ежегодно, начиная с 2000 года, издаются профессиональные научные сборники статей «Музыкальное искусство и культура», уже вышло в свет 16 выпусков. С 2003-го 4 раза в год выходит прекрасно оформленная газета-журнал ОНМА «Музыкальный вестник» (редактор – доцент Валентина Гузеева). Академия получила разрешение на собственное издание музыкальной научной и научно-методической литературы.

Значительная работа в последнее время проведена по созданию сайта академии, по организации кафедр и подразделов, предоставляющих информацию об истории и деятельности вуза – концертной, научной, педагогической, фестивальной, конкурсной, международной (проректор по развитию ОНМА – доцент, кандидат искусствоведения Оксана Сергеева).

– Как оценивается такая плодотворная и многогранная работа, так сказать, со стороны?

– Возьмем только последнее десятилетие в хронологической последовательности.

В 2003 году за значительные творческие достижения коллектив и ректор Одесской музыкальной академии были награждены Почетными грамотами Кабинета Министров Украины.

В 2007 году по результатам рейтинга ЮНЕСКО и Министерства образования и науки Украины, проведенного среди вузов III-IV уровней аккредитации, Одесской государственной музыкальной академии им. А.В. Неждановой присуждено первое место в Рейтинге вузов культуры, искусства, живописи, скульптуры и дизайна в Украине. В выводах комиссии ЮНЕСКО было указано, что международное признание Одесской музыкальной академии в 11,7 раза превышает соответствующий показатель всех украинских художественных вузов.

В том же 2007-м, в феврале, Президиум Академии искусств Украины наградил наш коллектив серебряной медалью «За творческие достижения».

ОНМА трижды становилась лауреатом ежегодного Рейтинга популярности людей и событий юга Украины «Народное признание»: в 2008 году – в номинации «Лидер в сфере образования»; в 2009-м – в номинации «Музыкальное событие года» за проведение Четвертого международного конкурса пианистов памяти Эмиля Гилельса, в 2010-м – снова в номинации «Музыкальное событие года» за проведение Первого международного конкурса вокалистов памяти А.В. Неждановой.

По результатам оценки общественной акции «Флагманы образования и науки Украины» 2009 года ОГМА награждена дипломом «За весомый вклад в развитие имиджа образования и науки Украины». В декабре того же года я как ректор ОГМА им. А.В. Неждановой был удостоен государственной награды – ордена «За заслуги» ІІІ степени.

А наиболее выдающееся событие в жизни вуза произошло 8 мая 2012 года. Указом Президента Украины Виктора Януковича Одесской государственной музыкальной академии был предоставлен статус национальной.

– Как бы вы обозначили роль и место Одесской национальной музыкальной академии в сегодняшней художественной и образовательной жизни Одессы и Украины?

– Одесская консерватория, а ныне – Одесская национальная музыкальная академия имени А.В. Неждановой, была и остается центром музыкального искусства, образования и науки юга Украины. Ее воспитанники составляют основу Одесского национального филармонического оркестра, большинство состава вокалистов и оркестрантов Одесского национального театра оперы и балета, Одесского академического театра музыкальной комедии им. Михаила Водяного, Одесского украинского музыкально-драматического театра им. Василия Василько.

Многие выпускники ОНМА, продолжая традиции своих воспитателей, работают педагогами в Одесском училище искусств и культуры им. К. Данькевича, Южноукраинском педагогическом университете им. К.Д. Ушинского, в Одесской специальной музыкальной школе им. проф. П.С. Столярского, в музыкальных школах Одессы и области, в Херсонском, Симферопольском, Николаевском, Уманьском, Кировоградском музыкальных училищах. Для этих учебных заведений наш вуз всегда был надежным методическим центром стажировки и повышения квалификации преподавателей музыкального искусства и культуры. Воспитанники ОНМА ведут художественную и преподавательскую деятельность по всей Украине, а также в России, во Франции, Финляндии, Германии, Польше, Черногории, США, Аргентине, Китае, Вьетнаме и других странах мира.

Ольга Оганезова и Татьяна Алейнкова-Сокол с наградами Рейтнга популярности Ректор ОНМА Александр Сокол с победителями первого Международного конкурса вокалистов памяти Антонины Неждановой. Победители Международного конкурса пианистов памяти Эмиля Гилельса 2012 года. Вместе с ними во втором ряду Татьяна Алейникова-Сокол и Александр Сокол.

На сегодняшний день Одесская национальная музыкальная академия им. А.В. Неждановой является высшим музыкальным заведением мирового уровня и имеет значительный потенциал для дальнейшего развития. И все это – благодаря самоотверженной работе талантливого коллектива преподавателей-энтузиастов, патриотов музыкального искусства, образования и науки Одесчины и Украины.

Журнал "Фаворит" N 6 август 2013 г