Золотые Скрипки Одессы. Начало.
Памяти Семена Снитковского...
"Скрипка и немножко нервно". Вспомнил эти стихи Маяковского вчера на концерте в филармонии, первом в фестивале "Золотые скрипки Одессы".
"Скрипка издергалась , упрашивая, И вдруг разревелась,Так по детски...".Все это было. Было в Одессе.
Но вначале о самом фестивале, об этом концерте.
Весь фестиваль посвящен памяти Давида Ойстраха, чье 110-летие музыкальный мир отмечает в этом году. Этот же концерт был посвящен памяти его ученика, блистательного скрипача Семена Снитковского, нашего земляка, выпускника школы Столярского, Одесской консерватории, а потом аспиранта Давида Федоровича.
Вспомнил забавный разговор, который приводит Юрий Дикий в статье о Снитковском.
Скрипачи выясняют между собой, кто первый, Хейфец или Ойстрах, Менухин или Ойстрах. Спрашивают мнение у Исаака Стерна. И прославленный скрипач ответил:
"Вторых много".
Да, не первым, но среди вторых был Семен Снитковский.
Торжественность концерту придало и то, что из США прилетел родной брат Семена - Дмитрий Снитковский с женой и дочерью. Благодаря ему вышла книга воспоминаний о Семене Снитковском.
Десять скрипачей приняло участие в концерте. Ученики царя Давида, ученики его учеников, в частности, Снитковского. У всех звания, победы на конкурсах. Но у всех уже есть имя. И произнести его достаточно
Вот прозвучало, что открывает концерт Олег Крыса... Нужны ли перечисления его наград?
Олег Крыса вместе с Алексом Трегером играли концерт Баха для скрипок и камерного оркестра.
И мне пришла мысль, что это молитва. Своей игрой не только эти двое музыкантов, но все, участвовавшие в концерте, так разговаривают с Богом. Конечно, и с нами. А может, мы просто присутствуем при таинстве.
Помните вопрос - кто первый? Для себя, понимаю, что это субъективно, что у кого-то могут быть другие предпочтения, и все же , назову свою первую тройку...
Ведь это не рецензия на концерт, это страничка моего дневника.
Александр Винниций. Музыкант подарил нам "Времена года в Буэнос-Айресе. Весна" Астора Пьяццолы в обработке Леонида Десятникова. Все чаще в репертуаре исполнителей появляются произведения этого удивительного аргентинского музыканта, в которых классическая традиция переплетается с джазом, фольклором.
И это произведение, написанное в ритме танго, как и весь цикл, не о временах года, а о состоянии души. Весна - это гимн молодости, любви. Это праздник городской богемы, очнувшейся от зимней спячки. Об этом пела скрипка Винницкого.
Помните, у Маяковского - и вдруг разревелась, так по-детски...
Музыканта на бис упросили сыграть еще одну композицию. И он вновь сыграл Пьяццолу, на этот раз - "Обливион", что по-русски - "Забвение". Вновь - танго. Оно на слуху во всем мире, так как стало главной мелодией фильма "Генрих Четвертый. Безумный король".
Чем подкупила меня игра Александра Винницкого? Я бы ответил - элегантностью, высокой собранностью. Ищу нужное слово для определения. Интеллигентностью
На втором месте в моей тройке - Max Zorin, сыгравший финальную часть пятого концерта для скрипки и оркестра Моцарта. Самый, пожалуй известный из его скрипичных концертов.
Страстный.
И финал - квинтэссенция переживаний, размышлений. Ощущения полета. Освобождения. И вновь возникла мысль, что это молитва. Так обращаются к Богу.
У поэта, друга Есенина, Вадима Шершеневича есть стихи о фокуснике, зашедшем в церковь. Он не знал ни одной молитвы , но подойдя к иконе, растерявшись, достал свои шарики , и начал ими жонглировать, стоя один, без публики. Это была его единственная возможность отблагодарить Бога, вознести свою молитву...
Может быть так же и у музыкантов...
И, наконец, третья строка моего рейтинга - Vaiman Michael , который вместе с пианисткой Dina Yoffe сыграли вторую и третью часть Концерта для скрипки, фортепиано и оркестра Мендельсона.
Яркое, завораживающее исполнение. Мне казалось, что Мендельсон сентиментален. Ничего подобного, во всяком случае в этом исполнении, полном огня, я бы сказал - жизни, нежности...
В моем списке на четвертой позиции Zacharia Zorin, виртуозно сыгравший "Румынские танцы" Белы Бартока. Но есть еще нравственная составляющая, выводящая само участие Захария Зорина в этом фестивале - вне всех табелей о рангах - на самое высокое место.
Напомню, в прошлом году Захарий Зорин подарил одну из своих любимых скрипок школе Столярского, где учился. И в этом году, закончив играть, он подарил еще одну скрипку - школе. Эх, если бы и другие прославленные ученики...
И еще - вчерашний спектакль "Звезда моего Давида", идея которого возникла у Захария Зорина, - наивысшее подношение ученика учителю.
Камерным оркестром, который все время был на сцене дирижировал Игорь Шаврук. Отменно.
Приятно, что на экране показали не только фотографии Семена Снитковского, но и запись одного из его выступлений, где мы смогли оценить его блистательную игру в миниатюре Родиона Щедрина.
Зал филармонии был переполнен. Это очень приятно. Тем более, что я знал, что в это же время в Доме ученых открывался международный литературный фестиваль. Значит не оскудел наш город публикой. Правда, молодых лиц было мало. АУ, где вы, студенты консерватории, ученики школы Столярского?.
А вообще-то все, что я написал, Булат Окуджава уложил в две строки:
"Музыкант играл на скрипке - я в глаза ему глядел,
Я не то, чтоб любопытствовал - я по небу летел..."
Евгений Голубовский
фото:Борис Бухман