colontitle

Михал Михалыч ЖванецкийМихаил Жванецкий: всегда неподалёку

Его юбилей – это не только личный праздник Михаила Жванецкого и его ближайшего окружения, это праздник нашего города, нашей страны и, конечно же, праздник многомиллионной армии его читателей и слушателей.

Совершенно уверен: те, кто считал и считает себя нашими вождями, если не читали, то, по крайней мере, слушали Жванецкого. Слушать-то слушали, но явно не услышали сути, потому и ничего не подправили в нашей «консерватории». Исключение – разве что тезка сегодняшнего юбиляра, который Горбачев, предложивший подданным разлагающейся империи гласность и перестройку. Остается только сожалеть по поводу того, что на огромное пространство двух выдающихся трибунов – Жванецкого и Высоцкого – оказалось недостаточно. Но отметим: это их голосами разговаривала и пела огромная страна, вырывающаяся из рабства. Это их голоса помогали преодолевать господствовавший в империи страх.

У Михал Михалыча были великие учителя – одесситы Бабель и Олеша, Ильф и Петров и, безусловно, не одессит, однако блестящий сатирик, которого, по его собственному признанию, «преследует тоска»… Ну конечно, полный тезка Жванецкого – Михаил Михайлович Зощенко.

Жванецкий оказался дьявольски способным учеником, и многие из нас, знающие Мишу если не с детства, то уж точно с юных лет, и не заметили тот переломный момент, когда способности проявились истинным талантом, что позволяет нам сегодня – без малейших «натяжек» - именовать юбиляра живым классиком. Конечно, такое чудо должно было произойти в нашей Одессе, тем более, что двор (именно двор – не дом!), где происходило становление писателя, находится почти рядом с Привозом, а «первые университеты» его – Одесский морской порт…

Моя Одесса – это не только название книги. Это признание в любви, это пронесенное сквозь жизнь чувство принадлежности к своему городу. Сегодня Жванецкий – это и название бульвара в Одессе, и название коньяка, выпущенного там же, но мыслящему человеку не придет в голову олицетворять его с застывшим в бронзе монументом.

Наш Жванецкий – это чрезвычайно ранимый и очень тонко чувствующий человек. Как долго он переживал, что ему не хватает дыхания на написание романа. Как долго он переживал, что его тексты, его юмор плохо переводится на другие языки…

Между прочим, Михал Михалыч и не подозревает, что эпитеты «гениальный», «неподражаемый» относятся к нему. Ведь каждый новый текст он произносит впервые, как на экзамене. Никакой самоуверенности и самодовольства, вечная неудовлетворенность! И именно из нее, этой неудовлетворенности, и рождаются гениальные строки, гениальные тексты, его жизнеощущение...

Вот уже более четверти века в этот день Всемирный клуб одесситов поздравляет своего первого и бессменного президента, желает ему творческого долголетия, любви близких и дальних и, конечно же, здоровья!

Михал Михалыч, как всегда, неподалёку, он пишет те слова, которые будут произносить, осмысливать еще не один десяток лет.