Открыт памятный знак Андрею Сове
Всемирный день театра - 27 марта отмечается с 1961 года.
Помню великолепные «капустники» в Доме актера в этот день, иногда премьеры спектаклей. Думаю, что и событие, приуроченное к этому Дню театра, в 2019, запомнится.
Очень давно от завуча Одесского театрального училища, а он был душой этого учебного заведения, Александра Менделевича Баренбойма я услышал, что до войны в училище был актерский факультет, среди выпускников которого был народный артист УССР Андрей Сова. Его приглашали в училище, когда в шестидесятых Матвей Ошеровский вновь ( увы, ненадолго) открыл актерский класс.
Один раз я видел Андрея Сову на сцене. Лишь в 1965 году, в октябре Одессе вручали награду, которой она была удостоена в годы Великой Отечественной – звание города-героя. По этому поводу состоялся – не побоюсь этого слова – грандиозный концерт в Оперном театре, куда я пошел, чтоб освещать его в «Комсомольской искре». В этот вечер в Одессе выступали Эмиль Гилельс, Леонид Утесов, Модест Табачников и Андрей Сова.
Импозантный, мне показалось, похожий на Игоря Ильинского, он был не чтецом, а актером, и миниатюры одесского поэта Владимира Ивановича и киевлянина Павла Глазового не прочитал, а тонко сыграл.
Как-то никаких других у меня ассоциаций не было, когда семь лет назад архитектор Наталья Николаевна Мотырева предложила на историко-топонимической комиссии увековечить память Андрея Совы в его родном городе. И объясняла, что это не только талантливый артист, но и очень одесский человек с интереснейшей биографией.
И вот, 26 марта 2019 года мемориальная доска на здании Театрального училища, на Торговой, 15 - открыта. Из Киева приехала дочь Андрея Корнеевича, Валентина Андреевна Сова, актриса, и племянник, Сергей Целовальник, архитектор. Привезли бронзовый бюст Андрея Совы и подарили его Литературному музею. Ведь Андрей Корнеевич в последние годы жизни стал и литератором, написал книгу «Дорога к смеху», многие страницы которой посвящены нашему городу.
Вечером прочел книгу. В памяти и разговоры с родичами Андрея Совы, которых вчера после церемонии открытия мы принимали во Всемирном клубе одесситов.
Какие-то штрихи хочу рассказать.
Во-первых, слова благодарности Андрея Совы из самой первой главы:
"Спасибо тебе, моя родная Одесса, за все, что имею, за все, чем богата душа моя. Тянет меня в Одессу, скучаю по ней очень».
Вот и пришел артист в Одессу – памятником, памятью…
Родился 30 декабря 1912 года, на Молдаванке, на Балковской. Целая глава посвящена в книге улице детства, одноэтажному домику деда, почтальона, где жила большая семья. Мать и отец Андрея работали на телеграфе. Андрей посещал частный детский сад на Коблевской – назову даже имя и фамилию воспитательницы, а вдруг, кто то знает, помнит, - Клавдии Васильевны Шевелевой.
Потом - события Гражданской. Работы у родителей и деда не стало, и в 1919 году дед умер. Болезни, голод. И все же в двадцатых родители возвращаются на телеграф, а Андрей поступает в мореходное училище. Главные увлечения юности – цирк, кино и море. Как у многих одесских мальчишек, море победило.
В 1930 году дипломированный моторист выходит в море на пароходе «Цюрюпа» И тут матросы открывают в нем еще один талант, он блестящий рассказчик, пересмешник. И его уговаривает боцман – иди в артисты, не пропадать же таланту.
И в 1935 году Андрей приходит на Торговую, 15. Прослушивание вел знаменитый одесский артист Ляров. И хоть абитуриент, как выяснилось, не читал Гауптмана, не знал, кто такой Керженцев, но он так сыграл юмореску Василия Чечевянского, это брат Остапа Вишни, что его зачислили.
А потом начался роман с кино.
Еще студентом его приглашают в фильм «Старая крепость». Не видел я этот фильм, а в нем в паре с Андреем Совой играл Марк Бернес, и тогда они подружились на долгие годы.
Затем «Танкер Дербент». Это уже из фильмов, что я видел в первые послевоенные годы.
Картину «Морской ястреб» начинали перед войной, продолжали в дни обороны Одессы, а потом и на «Пестеле», уходя из Одессы в Новороссийск. В воспоминаниях Андрея Совы я прочитал, что с ними на корабле плыл Юрий Карлович Олеша. Не знал я этого, не знал, что в оборону Одессы писатель был в нашем городе.
А в Одессе остались отец и мать Андрея. Отец попал под бомбежку на «Привозе», укрыл собой женщину с ребенком, получил 12 ранений. В мемуарах об этом ни слова, сегодня об этом вспоминала Валентина Андреевна Сова. Мать Андрея, ее бабушка, умерла во время оккупации, дед больше года приходил в себя после операций. И румыны показали себя, зашли в квартиру, все осмотрели и украли немногие деньги, ценности, так что жить было очень трудно.
А Андрея не отпустили на фронт. Он снимался у Лукова в «Двух бойцах». Его порекомендовал Лукову Марк Бернс на роль артиллериста, но главное, он должен был помочь Бернесу овладеть одесской интонацией. И справился.
Кстати, «Два бойца» вернулись в Одессу много раньше Андрея. Фильм показывали в освобожденном городе 11 апреля 1944 года.
Послевоенная жизнь Андрея Совы связана уже не с Одессой, а с Киевом. Как и одессит Ефим Березин (Штепсель), он становится эстрадным артистом. И еще одного одессита здесь нужно назвать – Степана Олейника, писателя, чьи тексты с успехом читал Сова.
В последние годы жизни, а умер Андрей Корнеевич 12 декабря 1994 года, тяжелая болезнь приковала его к постели. Выступать уже не мог. И тогда сдался на просьбы друзей – написать книгу о своей жизни. Как мне рассказала Валентина Андреевна, опубликована лишь небольшая часть рукописи, многие одесские главы в книгу не попали. Писал Сова на русском, а потом сам себя переводил на украинский. Я попросил, чтобы для нашего альманаха неизданные одесские главы были набраны из рукописей.
К столетию Андрея Совы вышел документальный фильм «Украинский пересмешник». Может быть, и его удастся найти и показать.
Написал, что мне Сова напомнил Ильинского. Прочитал сейчас, что его называли украинским де Фюнесом. Хорошая компания.
Так мне, а может и моим читателям, приоткрылась еще одна судьба талантливого одессита.
С Международным днем театра, господа!
Евгений Голубовский
Фото - Вячеслав Теняков