colontitle

Дважды казнен и оклеветан.
Судьба летчика Бориса Пивенштейна

Год назад во Всемирном клубе одесситов дочь летчика Юрия Цуркана, написавшего мемуары "Последний круг ада" - Ванда Цуркан - рассказала неизвестную раннее историю о подвиге летчика Бориса Пивенштейна, участника экспедиции по спасению челюскинцев, автора популярных книг, командира эскадрильи, кавалера ордена Красной Звезды, жизненный путь которого был цинично оболган и исковеркан советской властью.

Но откуда взялись все эти сведения? И есть ли хоть один документ, их подтверждающий?

Единственный источник – решение Военной коллегии Верховного суда СССР, которая 4 апреля 1952 года заочно приговорила Бориса Пивенштейна к смертной казни с конфискацией имущества и лишением воинского звания. Чекисты объявили, что Пивенштейн с 1934 года сотрудничал с немецкой разведкой, а в 1943 году во время боевого задания добровольно перелетел на сторону противника, "работал в отделе контрразведки "Восток", где занимался опросом советских летчиков, попавших в плен к немцам, обрабатывал их в антисоветском духе и склонял к измене Родине". Семью летчика выселили из Дома на Набережной, его жену выслали из Москвы, дети жили в уверенности, что отец – предатель.

Радио Свобода рассказывало о судьбе Пивенштейна в статье "Казненный дважды", опубликованной в августе 2019 года. Тогда они привели аргументы в пользу альтернативной версии, которую отстаивает Ванда Цуркан.

Отец Ванды был узником нацистского лагеря Штутгоф, недалеко от Данцига. В своей книге он рассказывает, как в мае 1944 года в Штутгоф был переведен Борис Пивенштейн и на следующий день его повесили. В архиве лагеря нет записей о казни, но сохранился документ о том, что 15 мая 1944 года Пивенштейн в числе других узников был доставлен из гестапо Кенигсберга. Юрий Цуркан пишет, что вечером перед казнью разговаривал с Пивенштейном и тот просил сообщить родным о его судьбе.

Мемуары Юрия Цуркана вышли в 1967 году, и вскоре автора вызвали в КГБ, где расспрашивали о Борисе Пивенштейне. Он сказал чекистам, что не мог ошибиться, поскольку был знаком с ним с 1937 года.

Сохранилось письмо, которое Юрий Цуркан отправил своему другу Ивану Панфилову после допроса в КГБ: он вновь вспоминает историю встречи с Пивенштейном в Штутгофе.

Не удалось найти ни одного документа, свидетельствующего о том, что Юрий Цуркан ошибся, а Борис Пивенштейн был жив после мая 1944 года. Ничего нет в архиве НТС, в доступных исследователям документах американских и немецких спецслужб, нет ни слова в прессе или в мемуарах.

Не следует забывать, что обвинения против Бориса Пивенштейна фабриковались в разгар антисемитской кампании. Уже были арестованы члены Еврейского антифашистского комитета, готовилось "дело врачей", расследовалось дело о "сионистском заговоре в органах безопасности".

Ванда Цуркан решила добиться официальной реабилитации Бориса Пивенштейна. Она направила в Главную военную прокуратуру подробнейшее письмо, дополненное копиями документов, найденных в архивах концлагеря Штутгоф.

"На митингах, проходивших на предприятиях и в учреждениях, клеймились позором "подлые наймиты империализма", достойные за свои деяния самой жестокой кары. При этом в глазах многих советских людей, подвергшихся пропагандистской обработке и зараженных антисемитскими настроениями, созданный образ совпадал с воображаемым злодейским образом евреев и вызывал чувство ненависти. Особенно это касалось известных личностей. Борис Пивенштейн – еврей, идеально подходил на эту роль", – пишет Ванда Цуркан в своем заявлении.

Каким же образом появилась версия о том, что еврей и советский офицер поступил на службу к Гитлеру, выжил и уехал в Америку? Высказывалось предположение, что фантазия о жизни Пивенштейна в Висбадене, работе в православном храме и переезде в США возникла на Лубянке по ошибке: Бориса Абрамовича Пивенштейна чекисты перепутали с однофамильцем – Андреем Пивенштейном. Так оно и оказалось.

Профессиональный военный Андрей Иванович Пивенштейн (1887–1963) эмигрировал из России после окончания Гражданской войны, жил в Польше и Германии, публиковал монархические статьи в эмигрантской периодике. Историк Игорь Петров нашел на сайте архива Бад-Арользена список перемещенных лиц, которые отправлялись из Германии в США 4 января 1951 года. Синим выделено имя Андрея Пивенштейна, православного, родившегося в Варшаве в 1887 году.

Почему власти не признали свою ошибку через 15 лет, когда вышла книга Юрия Цуркана и с ее автором встречались сотрудники КГБ? В 1967 году СССР разорвал дипломатические отношения с Израилем, и привлечение внимания к истории еврея, героя войны, из-за некомпетентности чекистов объявленного власовцем, наверняка сочли неуместным. Но ясно, что уже тогда советские спецслужбы знали, что Борис Пивенштейн был казнен нацистами. Андрей Пивенштейн к тому времени уже умер в Калифорнии.

В декабре 2019 года она получила поразительный ответ от военного прокурора Сожигаева. Оказалось, что дело Бориса Пивенштейна рассматривалось в 1997 году, он был тихонько реабилитирован, а все материалы направили в архив ФСБ.

Теперь можно восстановить картину фальсификации. Подполковник Борис Пивенштейн был казнен в концлагере Штутгоф 16 мая 1944 года. В 1952 году, в разгар антисемитской кампании, намеренно или нечаянно перепутав советского офицера с уехавшим в США эмигрантом-монархистом, чекисты приговаривают его к расстрелу, а его семью разоряют. В 1967 году, после выхода воспоминаний Юрия Цуркана, в КГБ понимают, что был совершен подлог, но решают его скрыть. В 1997 году дело тайно пересматривается Военной прокуратурой, Пивенштейна реабилитируют, но и это скрывают, а документы прячут в архиве ФСБ. При этом никто из сотрудников силовых структур, знающих о фальсификации, не реагирует на поток публикаций о том, что Пивенштейн работал на Гитлера, Власова и ЦРУ.

Ванда Цуркан надеется получить доступ к материалам, хранящимся в архиве ФСБ, и хочет написать книгу о судьбе оклеветанного летчика.

Статья подготовлена по материалам Радио Свобода.

Полярные летчики. Сидят: (слева направо) Михаил Михайлов. Борис Пивенштейн. Моуно Линдель. Михаил Водопьянов. Федор Куканов. Стоят: Михаил Бабушкин. Алексей Иванов. Михаил Сахаров. Георгий Страубе. Валентин Аккуратов. Борис Чухновский и Флегонт БоссейнПолярные летчики. Сидят: (слева направо) Михаил Михайлов. Борис Пивенштейн. Моуно Линдель. Михаил Водопьянов. Федор Куканов. Стоят: Михаил Бабушкин. Алексей Иванов. Михаил Сахаров. Георгий Страубе. Валентин Аккуратов. Борис Чухновский и Флегонт Боссейн  Боевая характеристика на Бориса ПивенштейнаБоевая характеристика на Бориса Пивенштейна  Схема расположения виселицы и крематория в концлагере ШтутгофСхема расположения виселицы и крематория в концлагере Штутгоф  Письмо Юрия Цуркана Ивану ПанфиловуПисьмо Юрия Цуркана Ивану Панфилову  Справка о выезде Андрея Пивенштейна в СШАСправка о выезде Андрея Пивенштейна в США  Борис ПивенштейнБорис Пивенштейн  Ванда ЦурканВанда Цуркан