Самое тёмное время - перед рассветом
У каждого из нас бывают такие моменты, когда хочется сказать: “Ну все! Больше меня уже ничем не удивить!” И каждый раз - ошибаемся. Случается очередной бабах, и новое впечатление сражает наповал, оставляя своего недавнего соперника на пороге между памятью и опытом.
И замечательно, когда речь идет о хороших новостях. Неплохо ведь начинать день с информации о том, что в стране открылся новый государственный музей, а на следующее утро узнавать, что правительство выделило деньги на новое украинское кино, а еще через день встретить утро новостью о том, что талантливый молодой украинский поэт получил государственную премию.
Во времена тотальной неопределенности мы как никогда нуждаемся в культуре. Она не только создает некое пространство роста, перемещаясь в котором на любые дистанции и в каких угодно направлениях, можем относительно безопасно анализировать ошибки прошлого. Уровень развития культуры - один из главных показателей общественного здоровья государства, в общем-то пульс на теле страны.
Но, к несчастью, только за последнюю неделю (не говоря уже о более длинных дистанциях), что ни день - ужасные и даже трагические новости. Общество еще не успело оправиться от шока, вызванного обвинением украинского поэта Андрея Хаецкого в причастности к пожару в здании Одесского колледжа экономики и гостинично-хозяйственного бизнеса, и заключением его, с искусственным клапаном в сердце, в следственный изолятор, и вдруг мы узнаем о том, что крупнейший киноархив Украины, Национальный центр Александра Довженко - под угрозой закрытия. Центр, в котором хранится более 5000 наименований художественных, документальных, анимационных украинских и зарубежных фильмов и тысячи архивных документов по истории украинского кино, объявляет о своей неплатежеспособности вследствие прекращения госфинансирования. В учреждении проводят обыски, полиция и СБУ, а директор центра написал заявление об увольнении.
Именно благодаря мобилизации и взаимодействию всей культурной общественности страны удалось вытащить Андрея Хаецкого из СИЗО, но это - только первый шаг на пути к справедливости.
Изо дня в день неравнодушному человеку приходится прикладывать колоссальные усилия, чтобы доказать приоритетность культурного диалога перед привычными механизмами “решения вопросов”. И далеко не каждому хватает сил и здоровья стоять до конца.
Пытаясь пережить очередной удар поддых, общество судорожно глотает остатки воздуха и в этот самый момент узнает о трагической смерти Мирослава Скорика - выдающегося композитора, Героя Украины, обладателя Ордена за заслуги I степени; автора музыки к опере "Моисей", балетам "Каменщики" и "Возвращение Баттерфляй", ряда кантат для хора и симфонического оркестра, симфонических произведений, камерно-инструментальных и вокальных композиций, автора музыки к более, чем 40 фильмам, включая "Тени забытых предков". И ничего не способно превысить трагизма утраты гения такого масштаба, как Мирослав Скорик...
Но под конец вчерашнего дня нас настигает еще одна новость, уже выглядящая фарсом, - в очередной раз с должности снимают Александра Ройтбурда, назначение которого два года назад подарило надежду всему культурному сообществу Украины. За время работы его команды музей, находившийся на грани фола (текущие потолки и сырые стены, с шедеврами выдающихся мастеров - были только малой частью музейных проблем) преобразился до неузнаваемости и не только стал во всех смыслах самой прогрессивной государственной институцией страны, но и примером для других музеев.
“Господи боже!” - писал Николай Васильевич Гоголь - “Какое необъятное расстояние между знанием света и умением пользоваться этим знанием!”
Некоторым - не нужно света, в сумерках они лучше ориентируются. Но мы-то знаем, что самое темное время - перед рассветом.