colontitle

Вершины Валентина Симоненко

Не привык писать о высоком начальстве. Но тут другой случай
Трудно даже представить, но вот этому энергичному, ироничному, да просто – молодому человеку, 4 июля 2020 исполняется 80 лет.

Не ждал подарков, не юбилеил, сам сделал подарок – нам и себе – написал и издал книгу размышлений, исповедь и проповедь в одном флаконе – «Одесский набат».
В предисловии написал, что задумав книгу «Одесса – Личность» (Как сохранить достоинство), он все же поменял название, захотел, чтоб прислушались - и услышали Одесский набат.

Работая в журналистике с 1965 года, я общался со всеми мэрами Одессы. И когда меня спрашивают – кто был самым ярким? – отвечаю: Симоненко.
Коренной Одессит, он до сих пор говорит с акцентом улицы Хуторской. Инженер-строитель, он привык думать о городе, обдумывая, где нужны водоводы, где можно и нужно строить новые жилмассивы, зная, что закон жизни города – его генплан.

Впервые я увидел Симоненко в доме Блещунова задолго до его мэрства. Думаю, он из лучших воспитанников Александра Владимировича. С 1960 года пошел в горы. Что значит, пошел? Побеждал горы.

Альпинизм – не только школа мужества, не раз говорил Блещунов, но и школа взаимовыручки, благородства. Да и кругозор у альпиниста, как ни смотри, широк.
Я знал, что благодаря одесским альпинистам, благодаря Симоненко на карте мира есть Пик Блещунова.
Но лишь сейчас, 1 июля, встретившись с Валентином Константиновичем во Всемирном клубе одесситов, когда он подарил мне свою книгу с трогательной надписью, узнал в разговоре, что и Пик Бабеля наименовал и зарегистрировал Симоненко в далеком 1968 году.

Представьте себе Памир. Справа Пик Маркса, слева Пик Энгельса, поднимается вверх группа одесских альпинистов и видит , что карта- картой, а перед ними еще один пик, которого нет на карте. Решили подняться именно на него. Покорили вершину. Нужно ей дать имя. А в походе Симонеко читал друзьям Бабеля. Так и решили. Правда, оформляли два года. Начальство не понимало – Маркс, Энгельс и…Бабель?
Забавно, что несколько лет назад побывал Симоненко вновь на Памире. Пик Маркса переименовали, Пик Энгельса переименовали, А Пик Бабеля красуется на всех картах мира.

Когда я думаю о звездных часах Валентина Симоненко, я вспоминаю день и час, когда он и я открывали Музей частных коллекций Блещунова, а счастливый Александр Владимирович всех нас принимал, стоя на лестничке у входа.

Помню, как Симоненко приехал в редакцию только рожденной «Вечерки». Это было и его детище.
Мне напомнил Юрий Михайлик, что именно Симоненко защитил Бориса Деревянко, да и Михайлика, когда газета опубликовала прелестные стихи водителя такси Талесникова, а тот, оказывается, уезжал в Израиль. Тогда это рассматривали как «идеологическую диверсию»
Да и ключи от Всемирного клуба одесситов вручил Михаилу Жванецкому тридцать лет назад, в 1990 году Валентин Симоненко.

Поверьте мне, очень нестандартным был человеком Валентин Константинович в той советской системе.
Когда я был депутатом горсовета и возглавлял комиссию по культуре и религии, приехал в Одессу новый раввин Ишая Гиссер. Мы познакомились. И он попросил меня познакомить его с Симонеко.
Звоню Валентину Константиновичу. Прошу принять раввина. «Приходи вместе с ним в воскресенье», - смогу поговорить.
А дальше такая картина. Через пять минут возник серьезный разговор о душе. Ишая Гиссер вскакивает из кресла, садится задом на стол. В глазах Симоненко чертики.
- Я считал, что я главный биндюжник в этом городе, оказывается у меня есть соперник…

Не видел я Симоненко в роли Председателя Счетной палаты, но, думаю, и в Киеве он оставался одесским человеком.
Это доказывает и книга, уже одиннадцатая, написанная Симоненко.

«Одесский набат» - это колокольный звон , тревога о нашем городе. Город автор рассматривает как личность. Для него у Одессы есть свой характер, свои достоинства и недостатки.
Свои главные даты - 2 сентября 1794 года и 10 апреля 1944 года. Для него город-герой не дань памяти, а суть его характера. Покушение на неповторимость Одессы автор рассматривает как очередное преступление.

Вообще книга написана с огромной болью, Казалось бы, доктор экономических наук, профессор, член-корр Академии, а никаких научных пиететов, перед нами другая ипостась автора – Почетный гражданин Одессы. И вот с этой позиции он судит и все беды Одессы. Уничтожение промышленного комплекса, Потерю пароходства, Распродажу санаториев и домов отдыха…
В обсуждении книги приняли участие, выступив Сергей Гриневецкий и Геннадий Труханов. Называю только их, так как в их выступлениях услышал программы двух претендентов на пост мэра 2020. Шла дискуссия про то, где в дальнейшем строить жилые массивы, как сохранять архитектурное наследие, доставшееся нам от предков. Именно сегодня, - сказал Геннадий Труханов город принял на свой баланс Дом Руссова, восстановив и сохранив его…

Только вышедшая книга Симоненко сразу вызывает споры, дискуссии.
Книга работает.
Мне кажется, Валентин Константинович Симоненко взял еще одну вершину.

Евгений Голубовский,
вице-президент ВКО

Книга на книжной полке ВКО:  "Одесский набат. Поиски объединяющего созидания"