Остап Бендер – наш сосед
Феликс Кохрихт - о первом в этом году заседании философского клуба «Беседа» во Всемирном клубе одесситов:
"Два месяца мы не виделись, но вот Карантин ослабил режим и на днях, наконец, состоялась встреча членов клуба «Беседа», объединяющего «саксаулов», - так однажды назвал старейшин Всемирного клуба одесситов один из наших остроумцев. Но, если уж приводить исторические аналогии, то мы, скорее – не аксакалы, а пикейные жилеты, хотя и здесь есть вариант – питейные. Ибо, как завещал нам Михаил Жванецкий: «Алкоголь в малых дозах безвреден в любом количестве».
Мы не зря вспомнили Пикейных жилетов - умудренных опытом одесситов, которые в романе «Золотой теленок» собираются на Приморском бульваре и обсуждают важные проблемы.
Вот и мы решили поговорить в этот вечер об этой, так много значащей для нас, книге. Тем более, что как раз исполнилось 90 лет со дня выхода в свет первого номера журнала «30 лет», где началась публикация романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова, в котором Остап Бендер не только воскрес, но явился городу и миру в иной ипостаси.
У каждого из нас свои представления об этом персонаже, сравнимом с героями знаменитых плутовских романов. Со временем, наша оценка его личности не раз менялась. Каким Великий комбинатор видится сейчас - в 21-м веке? Какой оценки он заслуживает в наши дни? Оправдал бы или осудил бы его тот воображаемый суд, к которому он патетически обращался в минуты вдохновения: «Господа судьи! Господа присяжные заседатели!»
Вот мы и решили устроить такой диспут.
Открывая заседание избранный председателем суда Феликс Кохрихт отметил, что обвиняемый прежде всего - наш сосед. И вот почему.
Заседание проходит во Всемирном клубе одесситов (Базарная угол Маразлиевской), кварталом ниже находится дом (Базарная, 4) , в котором родились братья Катаевы (Младший – Евгений под псевдонимом Петров стал одним из авторов дилогии о Бендере, а саму идею романов подсказал ему и Илье Ильфу старший - Валентин .
Более того, по соседству – в старом одноэтажном доме на улице Белинского увидел свет и мятежный лейтенант Щмидт, сыновьями которого назвались члены ОПГ - ее глава Остап Бендер, Михаил Паниковский и Шура Балаганов, чьи похождения и составляют сюжет романа.
В заседании участвовали видные юристы. Владимир Маслов обвинял, а Иосиф Бронз защищал сына турецко-подданного, а сын юриста - Анатолий Горбатюк аппелировал к чувству меры и ревностно соблюдал регламент тостов.
Эксперт по вопросам разнообразной коммерческой и экономической деятельности Великого комбинатора Григорий Барац выступал убедительно и доступно для присяжных (в основном – гуманитариев), опираясь, при этом, на собственный опыт.
Посовещавшись, присяжные вынесли вердикт. Остап Бендер приобрел статус Нашего Соседа ибо родился на свет вместе с одним из своих создателей Евгением Петровичем Катаевым. Прецедент: Гюстав Флобер, говоря о героине своей печальной повести, признавался: «Эмма Бовари - это я!» Хотя, как известно, был мужчиной и, при том – с усами.
Решающее слово оказалось за главным и единственным свидетелем происходивших в романе событий – Леонидом Григорьевичем Авербухом, родившимся в Одессе практически одновременно с выходом в свет романа «Золотой теленок». Недавно мы дружно отметили его 90-летие. Можно предположить, что родители Лёни были знакомы с Остапом Сулейманычем и тот мог держать младенца на своих мускулистых руках.
Завершаем отчет о заседании ярким и решительным выступлением Леонида Авербуха, который с присущим ему темпераментом произнес следующее:
Все, что происходит тут -
Способно рассмешить планету -
Ведь это же заочный суд,
И обвиняемого нету…
Ни Скотланд-Ярд и не СС,
Ни Сигуранца, ни Гестапо,
Ни с Божьей помощью, ни без-
Не словят Бендера Остапа…
А, если даже смогут - ну,
Догнать вдруг «Антилопу-Гну»,
То доказать его вину,
Прошу Вас мне поверить НАслово,
Не светит прокурору Маслову…
И вновь умчится Бендер в ночь,
Ничем не смогут Вам помочь
Ни Кодекс, ни Айфон, ни телекс,
Ни, Ваша честь, пан Кохрихт Феликс…
…….
Лёд тронулся!"