colontitle

112-ый день войны

15 июня 2022

В Украине 112 сутки полномасштабного вторжения РФ – 112 сутки войны.

Ночь в Одессе прошла под вой сирен…
Это перестало быть новостью – стало обыденностью, привычкой.

Не стану разбираться в тонкостях психологической изнанки таких привычек, а пройдусь по новостям иной тональности, вселяющим надежду, они есть, к счастью.

На днях в Украине вышла в свет поэтическая антология ««Поезія без укриття».
На 240 страницах более 200 стихотворений, написанных с начала войны поэтами Бучи, Ирпеня, Борисполя, Белой Церкви, Киева, Чернигова, Сум, Харькова, Днепра, Николаева, Херсона… и многих других городов Украины.
Серед них — і цивільні, і військові, ті, хто змушений був покинути свій дім і ті, чия оселя стала прихистком для переселенців. Автори — волонтери, добровольці, бійці ТрО та ЗСУ.
«Ці рядки зароджувалися під гул сирен в укриттях, під гуркотняву коліщат евакуаційних потягів, і водночас — це вірші тих, хто бореться за перемогу і на передовій, і у слові. Тому це антологія всенародного протистояння, поезія, що виходить з укриття й вільно простує у світ як пам’ять про загиблих, як підтримка наших захисників, як хроніка війни, переосмислена на рівні болю, який робить нас незламними», — йдеться в анотації до книги.Вартість збірки — 150 гривень. 25% з кожної придбаної книги видавці спрямовують на підтримку ЗСУ. Щоб замовити книгу, пишіть у повідомлення на Facebook або на електронну пошту: Ця електронна адреса захищена від спам-ботів. Вам необхідно увімкнути JavaScript, щоб побачити її.
*
Три выпускных класса Чернигова сделали выпускные альбомы среди руин, которые оставили после себя российские оккупанты, пытаясь захватить Чернигов.
Черниговские одиннадцатиклассники с помощью фотографа из Ивано-Франковска Станислава Сеника решили, что в 2022 году их выпускные альбомы должны быть именно такими — среди руин, которые оставили в их городе российские агрессоры. Школьники сфотографировались возле сгоревшего гипермаркета "Эпицентр", на руинах дома по улице Черновола и возле сгоревшего общежития в микрорайоне Шерстянка.
«У нас украли праздник, украли детство. И мы хотели показать миру, что жизнь продолжается независимо от условий», — рассказала участница съёмки, одиннадцатиклассница Екатерина.
*
В Одесском Горсаду в галерее Artodessa состоялось торжественное открытие фотовыставки «От сердца к сердцу», приуроченной к Всемирному дню донорства. На фотографиях одесского фотографа Бориса Бухмана, выставленных в арт галерее, изображены лица доноров – людей разного возраста, разных специальностей, известных деятелей и рядовых одесситов.
Как рассказала соорганизатор проекта Алена Вельможко, экспозиция является частью масштабного волонтерского проекта «Донор Одесса», призванного популяризировать донорство крови и привлечь как можно больше доноров.
*
С сегодняшнего дня трамваи №3 и №12 возвращаются на свои обычные маршруты: трамвай №3 будет ходить по Преображенской до Херсонского сквера, а трамвай №12 — от Алексеевской площади — через площадь Тираспольскую — к Слободскому рынку.
*
В Одессе открыли странствующую библиотеку «Книжный шалаш». Одесситы могут не только взять домой и почитать книгу, но и пополнить коллекцию «Книжного шалаша». сейчас у библиотеки нет постоянной локации. Команда выставляет свою коллекцию на различных культурных мероприятиях.
Взять книгу домой можно на 2 недели, пользование библиотекой — бесплатное.
*
А на билбордах Одессы всё чаще появляются антивоенные сюжеты: «Україна працює!», призванные поддержать боевой дух горожан, веру в защитников Украины, стимулировать трудовую деятельность ради приближения победы и мирного будущего нашей страны.
*
В начале войны из горящего музея под Киевом чудом спасли картины Марии Примаченко.
Теперь ее работы стали символом борьбы за мир. Сайт «Медуза» рассказывает историю украинской художницы, которой восхищались Пикассо и Шагал. Загляните, не пожалеете – там и великолепные снимки картин, и рассказ о судьбе художницы.
https://meduza.io/feature/2022/06/15/v-nachale-voyny-iz-goryaschego-muzeya-pod-kievom-chudom-spasli-kartiny-marii-primachenko-teper-ee-raboty-stali-simvolom-borby-za-mir
Спокойствие моё теперь разве что в воспоминаниях, живущих на страницах довоенного дневника:
.
Каждому из нас просто необходимо место, где он может быть собой. Не задумываясь, как выглядит, что подумают и что скажут "княгини марьи алексевны". Как правило, они "имеют что сказать". Всем и тебе - конкретно. Даже если ты не просишь об этом.
Они отслеживают каждую новую морщинку на твоём лице, каждое "колечко", каждую "годичную" складочку на твоём теле.
Важно и нужно, чтобы было с кем говорить, но ещё важнее, чтобы было с кем ..молчать, и чтобы молчание это было спокойным, не холодным и не страшным.
Чтобы было к кому прийти и приехать без "записи на приём" за полгода, зная, что тебя действительно ждут здесь всегда, радостного и печального, без маски и карнавальных одежд, тебя, настоящего.
Тебе не зададут ненужных вопросов, просто заварят любимые тобой мяту и шалфей, свежего мёда нальют в маленькую пиалу, сядут рядышком, чтобы вместе молчать и смотреть, как дрожит мошкара в свете ночного фонаря, как рыба, играя, выпрыгивает из воды, и круги расходятся далеко-далеко и, пересекаясь, гасят друг друга.
Ты увидишь, как тихая лодка скользит вдоль камышовых зарослей, как силуэт лодочника в капюшоне, силуэт нездешний, потусторонний, перечеркнёт несколькими взмахами крыльев тёмная птица, низко летящая над дремлющими водами Леты,
Ты почувствуешь тонкую грань между мирами, между жизнью и смертью, между мнимым и настоящим, мимолётным и вечным.
Ты дождёшься восхода и поплывёшь по солнечной дорожке далеко-далеко, на самую середину лимана, туда, где только что летела тёмная птица над тяжёлыми водами забвения, где разливается свет восходящего солнца, и вода становится лёгкой и светлой, и тёмный лодочник оборачивается простым рыбарем, ранним и удачливым.
Ты не заметишь, какие перемены происходят в тебе, но когда придёт пора возвращаться в город, к привычным делам, и бежать дальше, чаще всего, по кругу, ты останешься собой на бегу.

Из дневника:
Снилась лаванда.
Не та, взращённая на полях аккуратными полосками-рядами, фотографиями на фоне которых переполнено сетевое пространство. Нет.
Снилась лаванда-дикарка, растущая сама по себе, как дикая киплинговская кошка.
Запах её привычен с детства: у бабушки в шкафу, в полотняных мешочках, таилась именно она – и вещи, окунувшиеся хоть ненадолго в сонную тесноту огромного дубового шкафа, уносили в себе частичку этого волшебного запаха и долго хранили его.
А увидеть цветущую дикую лаванду впервые мне довелось в Крыму, задолго до того, как страна, которая тогда была, а теперь нет, пела с придыханием – акцент всё же: «лаванда…горная лаванда…».
Тем летом для меня многое было впервые: Старый Крым, Коктебель, Кучук-Янышар, унесённый камешек с могилы Волошина, а надо было наоборот – принести камешек туда, чего я тогда, увы – не знала…Но пообещала, что в следующий раз. Я уже знала, что следующий раз будет, что Крым – это навсегда, с первого раза, с первого взгляда и вдоха колдовского тамошнего воздуха, морского, степного, горного и лавандового.
Сегодня уснула под утро, и только для того, видимо, чтобы приснился сон с ароматом дикой лаванды.
Утренняя суета, ставшая привычной и почти необходимой, напрочь вытеснила утренний сон, и он уже точно был бы мной потерян и забыт, если бы не…
День выдался ветреным, но душным, дождь облегчения не принёс.
Тёплые ленивые струйки его чуть увлажнили притихшую листву жасминового куста, и... дождя и след простыл.
Шла по дождевому следу, наблюдая, как он исчезает на глазах, думала, что сейчас чувствует жасминовый куст.
Такое случается: ждёшь чего-то, считаешь дни, часы, минуты, оно приходит, наконец, и проходит мимо, едва коснувшись твоего взгляда, отмахнувшись: потом, потом как-нибудь…не до тебя.
Стоишь, не зная, как быть. С кем и зачем быть…И быть ли вообще.
Из-за этих раздумий, не менее тягостных, чем у классика, я и не заметила, как оказалась у Собора, у памятника архиепископу Херсонскому и Таврическому Иннокентию, где буйствовали розы – назвать это просто цветением было бы неправильно – настоящее буйство
Чтобы продолжить, надо бы написать: благоуханные, душистые розы…
Пахнущие лавандой.
И сон утренний, который я совсем было уже похерила, вспомнился, и можно было успокоиться и не гадать, к чему бы такие сны по утрам во второй вторник июня.
И цвет случайно выхваченной из шкафа туники стал понятен без излишних раздумий: почему с вечера решаешь надеть белое, а надеваешь лавандовое.
Всё улеглось. Штиль на душе.
Беспокоило лишь одно: розы пахли лавандой не во сне – наяву.
Вот эти самые, в мой рост, роскошные и пышные, раскачивающиеся на толстых шипастых стеблях.
Запах лаванды источали нераспустившиеся бутоны.
Их можно было коснуться и убедиться, что всё именно так, убедиться в окончательном своём помешательстве, и, успокоившись, и вздохнув облегчённо, уйти домой – порадовать домочадцев смирением и кротостью, и возможно, вымыть зеркало и окно на кухне.
Подойдя ближе, протянула руку к самой знойной, самой «лавандовой», как мне казалось, цветущей самозванке.
Внизу у дорожки, выложенной чёрной плиткой, росла лаванда, и не просто росла, а цвела, и, конечно же – пахла.
Мысли о кротости и смирении показались преждевременными, желание вымыть зеркало и кухонное окно упокоилось и почило крепким здоровым сном.
Как-нибудь. Когда-нибудь. Но не сегодня, только не сегодня, не во второй вторник июня, когда так пышно и безудержно цветут розы и пахнут... лавандой.
...............................
Черешневая сказка от Оли... Спасибо, Олечка!
На страницах блога незабываемой Елены Касьян когда-то увидела рецепт варенья под названием "Пикантная черешня".
"Итак, черешнево-апельсиновое варенье с белым перцем и шоколадом.
Это была небольшая экспериментальная порция. Поэтому увеличивайте ингредиенты уже на своё усмотрение. Может, кому-то будет мало сахара, кому-то много перца или кислинки и т.д. (поэтому первый раз лучше сделать немного и подобрать свой идеальный баланс). Но в любом случае, это очень вкусно, оригинально и необычно."
Рецепты, созданные Леной, настоящая высокая... не кухня, нет, поэзия. Согласитесь, что поэзия - это не рифмованные строчки, это мироощущение, дыхание, импульс. К чему бы ни прикасалась Лена, всё преображалось и становилось тончайшей материей: Слово. Музыка. Люди. И даже черешня. Посмотрите, попробуйте...
https://pristalnaya.livejournal.com/490544.html

У Инны Кабыш, помнится, есть стихи о том, кто варит варенье...
В июле, или в июне, неважно.
Важно, что собирается жить долго.
Живём. Живём дальше.
И продолжение неизменно - следует...
"Кто варит варенье в июле,
тот жить собирается долго,
во всяком уж случае зиму
намерен перезимовать.
Иначе зачем ему это
и ведь не из чувства же долга
он гробит короткое лето
на то, чтобы пенки снимать..."(Инна Кабыш)

Дневник войны Людмилы Шарги на сайте ВКО: https://odessitclub.org/index.php/novosti-i-publikatsii/dnevniki-vojny/lyudmila-sharga-liniya-fronta-prokhodit-po-linii-zhizni

Одесский дневник войны Евгения Голубовского на сайте ВКО: http://odessitclub.org/index.php/novosti-i-publikatsii/dnevniki-vojny/evgenij-golubovskij-zhivem-dalshe