colontitle

«Старые дома» в «Региональном курьере»

Олег Губарь

Олег Губарь. Старые дома и другие памятные места Одессы, Изд-во "Печатный дом", Одесса, 2006Олег Губарь. Старые дома и другие памятные места Одессы, Изд-во "Печатный дом", Одесса, 2006Олег ГубарьОлег ГубарьВ мае 2006 года вышла из печати новая книга почетного члена Всемирного клуба одесситов Олега Губаря «Старые дома и другие памятные места Одессы». Сразу же после выхода в свет, а книга издана Всемирным клубом одесситов, её высоко оценили краеведы и историки не только Одессы, но и зарубежных стран.

И вот новая газета, начавшая выходить с июня 2006 года, с третьего номера начала публикацию материалов из книги Олега Губаря о старых домах, доживших до наших дней. Газета эта – «Региональный курьер» (привыкайте к новому названию!) и учредил её также член Всемирного клуба одесситов Г. С. Чабанов. Поздравляем его с таким серьёзным выбором. Молодая газета открыла рубрику «история» и выбрала для этой рубрики не только достойный, но и исследовательский материал, который мог бы принести честь любому изданию.

На сайте Всемирного клуба одесситов мы будем перепечатывать с разрешения автора и издателя главы, посвящённые сохранившимся старым домам, тем самым совершим своеобразное путешествие по нашему городу. Евгений Голубовский

Новая книга известного одесского историка, журналиста, писателя Олега Губаря, иллюстрированная редкими графическими и фотоматериалами, занимательно и достоверно повествует о минувших эпохах градостроительства и быта Одессы. «Старые дома» воссоздают живое обличье города баснословных времен Ришелье и Кобле, Ланжерона и Воронцова. То была совершенно иная Одесса — типичный левантийский порт с его атрибутами: заполненной вымпелами всего Средиземноморья гаванью, по-восточному пряными базарами, имитирующими античную агору рыночными площадями, этнически пестрым людом, итальянской оперой и казино, турецкими кофейнями, греческими харчевнями, немецкими и французскими кондитерскими, российскими казармами и гауптвахтой...

«Я не намерен развенчивать одесский миф, в поддержании которого и сам принимаю посильное участие, — заявляет автор. — Ибо это, вероятно, единственный тонизирующий нематериальный препарат, который поддерживает одесситов во времена бурливой провинциализации и запустения их вовсе не малой родины».


ДОМ ФРАПОЛЛИ

Дерибасовская, № 13

Дом Фраполли, XIX векДом Фраполли, XIX век Дом Фраполли сегодня спрятан за деревьямиДом Фраполли сегодня спрятан за деревьями

Речь пойдет не об одноименной арт-галерее на углу Греческой улицы и Александровского проспекта, хотя и она вполне могла претендовать на это название, ибо на ее месте когда-то находилось творение знаменитого зодчего. Мы будем говорить о доме по улице Дерибасовской, № 13. Прежде одесситы именовали его «Военной книгой» — по располагавшемуся здесь продолжительное время магазину. Теперь же старинное сооружение обычно величают «Ирландским пабом» — по одному из самых популярных в городе увеселительных заведений. Биография этого дома довольно любопытна и изобилует именами и фирмами, оставившими отчетливый след в истории.

В 1804 году Франц Фраполли был назначен городским архитектором. А в феврале того же года завершил постройку собственного дома на 71-м участке девятого квартала так называемого Военного форштадта. То есть по нынешней улице Дерибасовской, № 13. В этом доме он и прожил до самой своей кончины, последовавшей в 1817 году. И вот тут-то получилась занятная хронографическая накладка. Как установил видный историк градостроительства Одессы В. А. Чарнецкий, вдова Фраполли, Мария-Аделаида, урожденная Мартынова, одиннадцать лет спустя, в 1828 году, финансировала постройку на месте своего прежнего дома нового, двухэтажного. И именно этот дом сохранился по сию пору и недавно был реконструирован под гостиницу с достройкой этажа.

Но самое главное заключается не в этом: дом, о котором мы говорим, построен по проекту другого знаменитого архитектора, и тоже Франца, а именно Франца Карловича Боффо. Долгие годы здание это принадлежало Марии Фраполли и было одним из лучших в Одессе. В имеющейся в моем распоряжении росписи для сбора налога с домовладельцев на 1848 год строение это оценено в 23010 рублей. То есть примерно во столько же, во сколько самые роскошные дома на Дерибасовской — купцов Крамарева и Жульена. Впоследствии (1860-е годы) дом Фраполли унаследовала дочь архитектора, Виктория Францевна, в замужестве Марини.

В начале третьей четверти XIX века дом все еще принадлежал семейству Марини, а далее, вплоть до самой революции, — Сепичам: сначала Карлу Францевичу, одному из руководителей местного Австро-Венгерского благотворительного общества, а затем его сыну, Григорию Карловичу. Начиная еще с воронцовских времен, дом Фраполли сделался подлинно элитарным торговым центром Южной Пальмиры. Центр этот, вплоть до самой революции, специализировался в основном на двух видах бизнеса — ювелирном и фотографическом (хотя в первые десятилетия существования упор делался преимущественно на виноторговлю). Ювелирный берет начало от промышлявшего здесь еще в 1830-х «французского золотых и серебряных дел мастера Понсона» и так называемого военно-офицерского (как видим, тут прослеживается некая закономерность: военный форштадт, военно-офицерская торговля, «Военная книга») магазина.

Другой ведущей коммерческой сферой здесь были фотохудожественные работы. Соседство вовсе не случайное. Дело в том, что ранняя фотография требовала виртуозного искусства ретуширования. А потому многие пионеры дагерротипии — по преимуществу как раз живописцы и граверы. Одним из таких умельцев был выдающийся одесский фотомастер Рудольф Федоровец, настоящая легенда старой Одессы. Работая вместе с не менее известным Александром Хлопониным, они создали лучшие образцы художественной фотографии, особенно портретной.

Все это вкупе заставляет задуматься: почему бы в ознаменование былых заслуг не оформить нынешнюю гостиницу в стиле ретро-фотосалона и не устроить здесь музей фотографии? Одесса вполне заслуживает такого музея, поскольку всегда была инновационным центром в этой области в масштабах всей империи.

В заключение еще несколько значимых деталей. С 1840-х годов в доме Фраполли размещалось виноторговое предприятие Жульена, а с 1850-х — представительство одной из самых авторитетных виноторговых фирм Европы — «Депо вин Л. Дельбоса-старшего из Бордо».

В доме Фраполли квартировали и популярные магазины мод. Накануне Крымской войны был открыт один из лучших в городе салонов французских мод, основанный парижанкой Викториной Оливье.

В 1846—1848 годах помещения в доме Фраполли арендовала известная литография Кленова, также оставившая уникальные пейзажи старой Одессы.

Перед Первой мировой войной дом Фраполли называли Малым Пассажем, поскольку фасадные и дворовые флигели целиком были заняты торговыми помещениями.

В разные годы в доме по Дерибасовской, № 13 квартировали известные адвокаты (Ланг, Свечин), медики (знаменитый Э. С. Андреевский — личный врач семейства Воронцовых, мемуарист, а также хирург Камоэн, и др.), инженеры и архитекторы (Ясевич), музыканты (пианист Кестлер, кларнетист Казелли) и т.д. Другими словами, те самые одесситы, которые, как принято говорить, поддерживали огонь в лампаде и которые глядят на нас с фотопортретов, снятых Гешелесом, Федоровцем, Чеховским и Белоцерковским в доме № 13 по улице Дерибасовской.

ОЛЕГ ГУБАРЬ, историк, краевед

“Региональный курьер” № 4, 2006, стр. 5


ПАССАЖ / Дерибасовская — угол Преображенской

ГОСТИНИЦА «ЛОНДОНСКАЯ» / Приморский бульвар, № 11

САБАНЕЕВ МОСТ / улица Менделеева

ДОМ НИКИФОРОВА / Успенская, 21 — угол Маразлиевской, 1

ВОЕННЫЙ СПУСК — ВАЖНЕЙШАЯ ТРАНСПОРТНАЯ МАГИСТРАЛЬ ОДЕССЫ

ДОМ ДЕРИБАСА / Дерибасовская, 24