colontitle

«Старые дома» в «Региональном курьере»

Олег Губарь

Олег Губарь. Старые дома и другие памятные места Одессы, Изд-во "Печатный дом", Одесса, 2006Олег Губарь. Старые дома и другие памятные места Одессы, Изд-во "Печатный дом", Одесса, 2006Олег ГубарьОлег ГубарьВ мае 2006 года вышла из печати новая книга почетного члена Всемирного клуба одесситов Олега Губаря «Старые дома и другие памятные места Одессы». Сразу же после выхода в свет, а книга издана Всемирным клубом одесситов, её высоко оценили краеведы и историки не только Одессы, но и зарубежных стран.

И вот новая газета, начавшая выходить с июня 2006 года, с третьего номера начала публикацию материалов из книги Олега Губаря о старых домах, доживших до наших дней. Газета эта – «Региональный курьер» (привыкайте к новому названию!) и учредил её также член Всемирного клуба одесситов Г. С. Чабанов. Поздравляем его с таким серьёзным выбором. Молодая газета открыла рубрику «история» и выбрала для этой рубрики не только достойный, но и исследовательский материал, который мог бы принести честь любому изданию.

На сайте Всемирного клуба одесситов мы будем перепечатывать с разрешения автора и издателя главы, посвящённые сохранившимся старым домам, тем самым совершим своеобразное путешествие по нашему городу. Евгений Голубовский

Новая книга известного одесского историка, журналиста, писателя Олега Губаря, иллюстрированная редкими графическими и фотоматериалами, занимательно и достоверно повествует о минувших эпохах градостроительства и быта Одессы. «Старые дома» воссоздают живое обличье города баснословных времен Ришелье и Кобле, Ланжерона и Воронцова. То была совершенно иная Одесса — типичный левантийский порт с его атрибутами: заполненной вымпелами всего Средиземноморья гаванью, по-восточному пряными базарами, имитирующими античную агору рыночными площадями, этнически пестрым людом, итальянской оперой и казино, турецкими кофейнями, греческими харчевнями, немецкими и французскими кондитерскими, российскими казармами и гауптвахтой...

«Я не намерен развенчивать одесский миф, в поддержании которого и сам принимаю посильное участие, — заявляет автор. — Ибо это, вероятно, единственный тонизирующий нематериальный препарат, который поддерживает одесситов во времена бурливой провинциализации и запустения их вовсе не малой родины».


ГОСТИНИЦА «ЛОНДОНСКАЯ»

Приморский бульвар, № 11

Гостиница «Лондонская», XIX векГостиница «Лондонская», XIX век Гостиница «Лондонская» сегодняГостиница «Лондонская» сегодня

Здание, в котором изначально помещалась «Лондонская», как и ряд других приватных аристократических особняков Бульвара (Бульварной улицы), возведено в 1826 — 1828 годах по проекту Ф. К. Боффо. Особняк этот принадлежал князю П. Лопухину. Любопытно, что в 1830-е годы он получил в собственность также участок земли на оползневой террасе, прямо против своего дома, и соединил оба своих владения подземным ходом. Вероятно, по этой причине будущую «Лондонскую» причислили потом к тайным местам, из которых одесситок против их воли переправляли в гаремы сладострастных восточных вельмож. На самом же деле подобные участки выделялись тут под сады. При этом преследовалась и другая цель — укрепить склоны корневищами кустарников и деревьев. Заметим также, что выход из упомянутой «штольни» Лопухин оформил в 1835 году в виде античной колоннады, которая просматривается на старинных гравюрах и литографиях. Колоннада эта (грот) входила в систему стены, укрепляющей откос бульвара, — проект сооружения сохранился в фондах Одесского историко-краеведческого музея.

Дату рождения гостиницы можно установить с большой точностью, вопреки уверениям некоторых краеведов в обратном. Сопоставляя «Новороссийские календари» на 1846 и 1847 годы, мы видим, что в первом упоминания о ней отсутствуют, тогда как во втором факт ее существования («на Бульваре, № 11») зафиксирован. Цензурное разрешение на издание первого из календарей последовало 15 сентября 1845 года, а второго — 21 августа 1846 года. Следовательно, «Лондонская» открылась в промежутке между этими датами.

Имея в виду, что одесские гостиницы во второй-третьей четверти XIX столетия всегда открывались весной, накануне купального сезона, можно с уверенностью утверждать, что «Лондонская» открылась не позднее первой половины апреля 1846 года, то есть смело сможет отпраздновать свое 160-летие.

Имеются и вполне определенные известия об ее основателе и владельце. Жан-Батист (Джованни-Батиста) Карута — один из тех французских кондитеров и гастрономов, которые налаживали в юной Одессе систему общепита и гостиничного хозяйства.

Карута — владелец всего дома на Бульварной улице, № 11. А есть ли возможность достоверно оценить качество этого строения, сравнить его с близлежащими роскошными палаццо, узнать его тогдашнюю реальную рыночную стоимость? Представьте себе, есть, причем как раз в интересующий нас момент. Согласно «Списку домам и прочим строениям, состоящим в первой части города Одессы, оцененным для платежа полупроцентного сбора с 1848 года, подлежащим и не подлежащим оценке», мы имеем на Бульварной улице под номером 11-м «дом и магазин купца Каруты», оцененный в 22 400 рублей. Много это или мало? Среди всех пятнадцати бульварных особняков этот занимает весьма пристойное шестое место.

А откуда, собственно, имя «Лондонская», тем более у француза, какового никак не заподозришь в симпатиях к извечному противнику возлюбленного отечества? Все очень просто: патриотические названия были к тому времени уже давно разобраны. В перечне гостиниц, рестораций и трактиров тех времен мы находим «Париж» и «Парижскую», «Ришелье» и «Ришельевскую», а также «Францию», «Лионскую», «Версаль» и прочие Карута, можно сказать, распечатал тему: после него явилась, например, гостиница «Англия»...

Из числа квартировавших в «Лондонской» во времена Каруты наиболее известен князь Петр Андреевич Вяземский — поэт и близкий друг Пушкина (он останавливался здесь в 1849 году).

В 1860-е годы дом на Бульварной, №11 принадлежал уже крупнейшему строительному подрядчику Волохову, а содержание «Лондонской» взяла на себя семья других французских предпринимателей – Лателье.

К концу 1875 года «Лондонская» становится первой среди всех одесских гостиниц.

Муниципальная газета сообщает, что в этой гостинице «большею частью останавливались лица высокопоставленные.

Уже в 1904 году «Лондонской» управлял известный ресторатор немецкого происхождения Адольф Васильевич Магенер. А пришел он сюда из популярной в 1890-е годы «Европейской» гостиницы.

Надо заметить, что новая история «Лондонской», еще с рубежа XIX—XX столетий, связана с переходом дома по Николаевскому бульвару, № 11 во владение Варфоломея Анжеловича Анатра, представителя известной одесской фамилии. Позднее его родственник Артур Антонович Анатра прикупил и соседний дом, № 10. Так что эти строения и, соответственно, гостиница оставались во владении семьи Анатра до самой революции.

На рубеже 1900—1910-х годов «Лондонская» перешла в ведение Южнорусской артели официантов в Одессе, а бывший содержатель, Магенер, сделался заведующим хозяйственной частью Евангелической больницы и членом ее правления.

Обращаем внимание заинтересованных читателей на следующий вкусный факт: можно сказать, что сама Одесса метафорически начиналась с «Лондонской». Дело в том, что еще в ходе строительства 1826—1828 годов Ф. К. Боффо нашел как раз на месте будущего отеля остатки античной предшественницы Одессы, возможно, Гавани Истриан. Ему попалась роскошная чернофигурная и краснофигурная керамика V—IV веков до н. э. Кое-что из этих предметов материальной культуры до сих пор хранится в фондах нашего археологического музея. Впоследствии, в ходе перестроек, перепланировок, реконструкций, подобные находки неоднократно повторялись.

ОЛЕГ ГУБАРЬ, историк, краевед

“Региональный курьер” № 5, 2006, стр. 5


ПАССАЖ / Дерибасовская — угол Преображенской

ДОМ ФРАПОЛЛИ / Дерибасовская, № 13

САБАНЕЕВ МОСТ / улица Менделеева

ДОМ НИКИФОРОВА / Успенская, 21 — угол Маразлиевской, 1

ВОЕННЫЙ СПУСК — ВАЖНЕЙШАЯ ТРАНСПОРТНАЯ МАГИСТРАЛЬ ОДЕССЫ

ДОМ ДЕРИБАСА / Дерибасовская, 24